Самый ближний «верстовой столб» — 2021 год, столетие образования Компартии Китая. Тогда в масштабах всей страны будет покончено с нищетой и будет реализован древний идеал «сяо кан», малая зажиточность. Численность живущих ниже черты бедности (2800 юаней в год, около 30 тысяч рублей) составляла к осени 2017 года 43 млн человек, на 56 млн меньше, чем в 2012 году. Ежегодно из нищеты поднимаются около 10 миллионов человек. Нет сомнений, что к 2021 году беспросветная бедность впервые за 50 веков будет окончательно побеждена.
Самый дальний ориентир — 2049 год, столетие провозглашения КНР, когда должна быть реализована сформулированная Си Цзиньпином «китайская мечта о великом возрождении китайской нации», когда «будет построено богатое и могущественное, демократическое и цивилизованное, гармоничное и современное социалистическое государство». Ждать целых 30 лет китайцам показалось долговато, и на XIX съезде КПК осенью 2017 года они установили еще один «верстовой столб». В 2035 году планируется «завершить социалистическую модернизацию».
Как это будет выглядеть? Попробуем удариться в футурологию и попытаться предсказать некоторые конкретные очертания будущего. Тем более, что из своих 70 лет жизни я более полувека изучаю Китай. Накопленные знания и опыт позволяют составить свое видение будущего китайской нации к 2035 году.
Почти наверняка темпы прироста ВВП замедлятся — как из-за продолжающейся переориентации экономики на внутренний рынок, так и разворачивающейся «холодной войны» с США. Но даже при замедлении с нынешних 6,4–6,5% до 5–5,5% в год экономика Китая вырастет примерно вдвое! Приоритетное финансирование образования и науки обеспечит новые прорывы в области искусственного интеллекта, роботизации, создании «умных» систем управления. Как обещает Си Цзиньпин: «значительно возрастет экономическая и научно-техническая мощь страны, Китай поднимется до уровня стран — лидеров инновационного типа».
Социалистический сектор с одной стороны, и капиталистический сектор с другой, продолжат «мирное сосуществование», а точнее — синергию, лежащую в основе созданного в КНР «социализма с китайской спецификой». В 2017 году на частный сектор приходилось около 80% занятых, около 60% ВВП, более половины налоговых поступлений и почти 70% китайских инвестиций за рубеж. Эти пропорции вряд ли сильно изменятся к 2035 году. Крупнейшие банки, инфраструктура, «естественные монополии» останутся в живущей по планам и законам социализма государственной собственности.
Сохранится и контроль Коммунистической партии, не только как управляющего этой собственностью в интересах всей нации, но также «суперкомпьютера» по выработке стратегии и тактики развития. КПК продолжит гармонизировать отношения между регионами, предотвращать дисбалансы в развитии, определять приоритетные направления науки и производства. Удерживая рычаги власти, компартия сможет концентрировать ресурсы на решение неизбежных экономических трудностей и социальных неустроений.
Си Цзиньпин, которому в 2035 году будет 82 года, скорее всего, уже уйдет с высших постов, но останется очень влиятельным деятелем, как Дэн Сяопин, который прожил 93 года (1904–1997).
Произойдет дальнейший возврат к социалистическим ценностям, особенно в сфере распределения общественного богатства. За счет резервов государства, в том числе накоплений в Федеральном казначействе США (1,1 трлн долл.), будет решена проблема обеспечения молодых семей жильем. Избыточные площади будут выкуплены и распределены по льготным схемам. На конец 2017 года непроданными оставались 590 млн кв. м. жилья, офисной и другой недвижимости. Эта мера стимулирует деторождение и предотвратит усугубление проблемы старения населения. На конец 2015 года в Китае насчитывалось 222 млн человек старше 60 лет. Население быстро стареет, и без внедрения невиданной в истории Китая всеобщей пенсионной системы возможна как социальная нестабильность, так и сокращение числа потребителей.
К 2035 году существенно вырастет средний класс, и за счет этого возрастет емкость внутреннего рынка. Людей со средним уровнем доходов, согласно подсчетам Государственного статистического управления КНР, в 2017 году было больше 400 млн. Типичная китайская семья среднего класса зарабатывает от 100 до 500 тыс. юаней (от 1 до 5 миллионов рублей) в год. К 2035 году ожидается рост среднего класса до 700 млн человек.
К 2035 году будет почти ликвидирован затяжной экологический кризис. Сейчас загрязнена пятая часть местных земель, рек и озер. В 80% городов воздух хуже самых минимальных стандартов. В ближайшем будущем борьба с загрязнением будет вестись самым эффективным методом — за счет экологически неблагополучных предприятий при ужесточении контрольных функций государства. То же самое относится к ставшей весьма остро проблеме продовольственной безопасности.
Успехи в «великом возрождении китайской нации» и ужесточение политики сдерживания со стороны США способны усилить националистические настроения в обществе. Это может привести к распространению уже оглашаемых учеными идей превосходства «китайской мудрости» над «европейской мудростью». В перспективе возможно усиление настроений шапкозакидательства, самоуверенности и заносчивости в общении с другими народами. Многое будет зависеть от дальновидности Пекина и эффективности партийных идеологических органов.
Стремясь обеспечить Поднебесной законное лидерское место на мировой арене, Пекин будет продолжать реализацию стратегии «Пояс и путь», складывая из пока разрозненных инфраструктурных проектов и промышленных кластеров за своими пределами глобальную производственно-торговую цепочку снабжения Китая необходимыми товарами и сырьем, а также рынков сбыта продукции с высокой добавленной стоимостью. Из «мировой мастерской» Китай превратится в крупнейший мировой рынок не только сырья, но также потребительских товаров, в том числе предметов роскоши, произведений культуры и искусства.
Сеть высокоскоростных железных дорог (ВСМ) и автомобильных дорог покроет всю Поднебесную и будет соединена на важнейших направлениях с зарубежными артериями. Беспилотный общественный транспорт станет доминировать на улицах крупных городов, будет широко использоваться подземное пространство.
Китайская валюта станет признанной мировой расчетной единицей, существенно потеснив доллар и другие мировые валюты. Юань ляжет в основу новой системы взаимных расчетов для развивающихся экономик, которые будут осуществляться, минуя американскую SWIFT. Будет расширена банковская система стран ШОС, БРИКС, АТЭС и новых объединений.
Между Китаем и Россией будет заключен новый долгосрочный договор. Он навсегда подтвердит прохождение всей границы в соответствии с Договором 2001 года и Соглашением 2004 года. Кроме того, он поднимет уровень взаимодействия в сфере противодействия новым вызовам, включая гарантированный совместный ответ на ядерное нападение. Китайские и российские вооруженные силы достигнут небывалого уровня координации усилий по обеспечению безопасности как на земле, так и в Мировом океане, космосе, в киберпространстве.
Устранение остатков взаимного недоверия позволит существенно продвинуть проекты экономического и научного сотрудничества. По территории России на основах консорциумов будут проложены скоростные грузовые и пассажирские маршруты железнодорожного и автомобильного транспорта. Будет активно использоваться Северный морской путь. Станут действовать целые кластеры совместных промышленных предприятий и сельскохозяйственных центров. Активизируется подготовка двуязычных специалистов в университетах и профильных институтах двух стран.
У грядущих успехов «Китайской мечты» будут не только положительные, но и отрицательные последствия. Нетрудно представить изменения в балансе мирового потребления продовольствия и сырья с появлением среднего класса размером почти в 700 миллионов человек, сдвиги в глобальной экономике и логистике. Нетрудно понять также стратегические последствия «великого возрождения китайской нации» для нынешнего мирового порядка. «Сдерживание» Китая в разных формах будет усиливаться по мере продвижения к созданию «мощной, процветающей, социалистической державы». Однако «движение по расписанию» колоссальной массы людей и накопленного ими экономического потенциала уже создало инерцию, которую можно попробовать замедлить, но практически невозможно остановить.
Читайте также: Глубинка перешла в режим выживания: «Нет такого понятия, как зарплата»