Санкции против России «идеологически начинают разваливаться», заявил он в пятницу, 20 сентября. По его мнению, причина неэффективности ограничительных мер кроется в несогласованности действий лидеров стран — участниц Евросоюза. В Киеве, где знают все на свете, считают, что санкции против России — это целостный механизм, который должен работать, как швейцарские часы. Но винтики то и дело дают досадные сбои. То в Москву наведается какая-нибудь авторитетная европейская делегация, то вообще, захотят посадить РФ «за стол «Большой восьмерки»...
Ну, какие же тут ограничительные меры?
— Все это — деградация санкций, — заключил Пристайко в интервью .одной из газет.
По большому счету, такого же мнения, но с другим акцентом, придерживается и президент Эстонии Керсти Кальюлайд. По словам эстонского лидера, Евросоюз на протяжении долгого времени оказывает помощь и поддержку Украине. Но, несмотря на это, никаких изменений в стране не происходит - в ней по-прежнему распространена коррупция, а украинская экономика до сих пор находится под гнетом олигархии. Усталость у европейских партнеров накапливается все сильнее...
При этом Кальюлайд прогнозирует, что часть государств – членов Европейского союза «поступится интересами Киева ради экономических отношений с Москвой», даже несмотря на будущие успехи Украины (если таковые состоятся) в борьбе с коррупцией.
Получается, что до Киева доходит: Россию никакими санкциями не сломить и лучше садиться за стол переговоров?
Этот вопрос «МК» задал политологу Владимиру ЖАРИХИНУ, заместителю директора Института стран СНГ:
- Здесь два момента. Первое - нужно сказать, что санкции против России все-таки действуют, и их опять недавно продлили на полгода. Просто новый украинский министр не без основания чувствует, что Евросоюзу украинская тематика поднадоела. И Брюссель сам желает поскорее избавиться от санкций, ищет для этого удобный предлог.
Все это усилилось после недавних событий, связанных с «нормандским форматом». Напомним, Украина поначалу согласилась на «формулу Штайнмайера» по реализации минских соглашений. А в последний момент развернулась на 90 градусов — под давлением США. Всем уже ясно, какой Киев надежный «переговорщик».
Второй момент: сами санкции тоже бьют по экономике стран Евросоюза, что не может вызывать недовольства тамошней бизнес-элиты. Они, разумеется, отражаются и на экономике России, никто не спорит. Но совсем не в той степени и не с такой эффективностью, на которую надеялись в Брюсселе (и на Украине) 4-5 лет назад. Россия не капитулировала и не сдает своих позиций.
- Не означает ли заявление украинского министра, что Киев понял бесперспективность «перетягивания каната» с Москвой и рано или поздно начнет договариваться? Как рано или как поздно?
- Наверное, такое время наступит достаточно быстро — но с исторической точки зрения. А с реальной говорить об этом не приходится. За последние годы обнажились яркие противоречия между нашими странами, запутаны отношения по многим вопросам. Украина не самостоятельная держава, ею «вертит» США. Здесь строить долгосрочный прогноз трудно. Но Россия сохраняет свои лидирующие позиции и это видит все больше европейских государств.
Читайте также: Лишь бы не СССР: Зеленский обосновал распродажу украинской земли