Ситуация, когда высокопоставленные чиновники беспрепятственно выезжают за границу, увозя с собой чемоданы секретной документации или просто вместительную флэш-карту, может показаться дикостью. Но, судя по всему, исключить такой сценарий нельзя.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков подтвердил, что Олег Смоленков работал в администрации президента, был уволен года 2-3 назад, и к категории высших должностных лиц не относился. Правда, от ответа на вопрос о том, мог ли Смоленков быть советником помощника президента, Песков уклонился. Между тем в Федеральном справочнике органов власти образца 2015 года Смоленков был обозначен как главный советник аппарата Юрия Ушакова - помощника президента по внешней политике.
В 2017 году СМИ писали, что Смоленков с женой и тремя детьми выехал на отдых в Черногорию и исчез, якобы даже возбуждалось дело по статье «Убийство».
Если поверить американскому агентству, то возникает вопрос: как шпион смог спокойно выехать за границу с семьей, а спецслужбы это прохлопали? «МК» попросил комментировать ситуацию генерал-майора ФСБ в запасе Александра Михайлова.
- Александр Георгиевич, как такое возможно, чтобы человек, приближенный к гостайне, мог выехать за границу совершенно спокойно, просто по своему загранпаспорту?
- Все очень просто. Если мы действительно говорим об этом человеке, если это действительно он, то с выездом у него проблем не было. Скорее всего, его документы лежали в «кадрах», он спокойно мог их получить. Решение о выдаче ему документов и разрешение на выезд ему давал непосредственный руководитель. У правоохранительных органов в этом плане все устроено куда жестче.
-Что вы имеете в виду?
-Не так давно МВД приняло решение, которое вызвало у многих возмущение и критику. Когда всем сотрудникам, до самых низших чинов, был запрещен выезд за границу. То же касается ФСБ, погранвойск и других структур.
У меня есть много знакомых, которые никогда не имели касательства к государственным секретам, вышли в отставку, но еще 5 лет не смогут покинуть территорию страны. В отношении их, как видим, ограничения на выезд за рубеж есть. А в отношении посвященных в гостайны чиновников — нет. Это очень странно.
-То есть рядовой полицейский в Турцию на отдых не полетит, а сотрудник госаппарата - запросто уедет куда захочет?
- Именно так. Из-за этого многие из органов просто уволились, чтобы не иметь такого поражения в правах. А ведь, кроме чиновников, есть еще депутаты, у которых допуск к государственной тайне. Есть представители бизнеса, которые ведут дела с Минобороны и спецслужбами. И все они свободно могут ехать куда угодно. Госслужащие, как я уже сказал - по решению непосредственного руководителя. Если у него не возникло каких-нибудь подозрений.
- Как насчет спецслужб, которые должны курировать таких людей?
- Подозрения могли и не возникнуть. Мы сейчас живем в такую эпоху, когда шпионы давно не пользуются тайниками, тайными каналами связи. Поймать их на шпионаже крайне тяжело. Он мог скачивать все данные на флешку и уносить ее с работы.
- Но если он использовал флешку, то в памяти рабочего компьютера могла остаться эта информация Если он скачивал данные, представляющие государственную тайну, соответствующие органы могли получить «тревожный сигнал».
-Допустим, он фотографировал эти данные на телефон. Говорю же, мы живем в век технологий, и способов для шпионажа очень много. Особенно у человека, который не первый год завербован спецслужбами и обучен соблюдению всех законов конспирации.
-То есть по поведению его заподозрить не могли?
-Конечно. Кажется, в 1985 году сотрудник КГБ Сергей Иванцов был разоблачен, как шпион и впоследствии расстрелян. Но я могу сказать, что, пока он работал, никто из его коллег не мог его заподозрить ни в чем подобном.
- Допустим, условный шпион, не обязательно тот самый Смоленков, смог успешно выехать за границу. Американские СМИ сообщают, что он живет открыто и не скрывается — в открытом доступе есть информация о покупке им и его женой дома. Такое возможно?
-Тут может быть несколько причин. Первая - американские спецслужбы не видят для него никакой опасности. Вторая - он просто уже им не нужен. Рассказал все, что мог, так что теперь его судьба их в принципе не заботит. Ну и третья — это вполне может быть какая-нибудь провокация.
-В каком смысле? Вроде дела Скрипалей? Приедут неизвестные, убьют человека вместе с семьей, а обвинят во всем опять Кремль. Так?
-Например. Или ему проломит голову грабитель на парковке. Вариантов много. Американцы очень хорошо умеют считать деньги. Они ничего случайно не делают, все стараются рассчитывать с точки зрения возможных потерь или приобретений.
- Чуть раньше вы сказали, что ЦРУ может не переживать за его судьбу...
- Да. Они знают, что Россия не пойдет, скажем,на ликвидацию перебежчика. Это не нужно. Тем более, что его убийство, скорее всего, превратят в очередной скандал, вроде истории со Скрипалями. Это потеря репутации, готовый скандал для российского руководства. Американцам даже делать ничего не нужно.
Нам это надо? Тем более, что у нас правовое государство. Вряд ли мы примем такое решение. Да и вообще, зачем его убивать, если он и так уже все рассказал. Мы тут конечно наводим своего рода конспирологию, а на деле все может оказаться куда проще.
- Думаете, это просто очередная попытка подогреть внимание к истории про «российское вмешательство в выборы в США»?
- Как вариант. Оппозиция обвиняет Трампа, Трамп своих конкурентов. Все выясняют, чьи же голоса и где купил Кремль. Это в преддверии грядущих в США новых президентских выборов может стать актуальным. Тем более, что в последнее время о этом «вмешательстве вспоминали мало». Вот напомнили. (По версии американских СМИ, «российский перебежчик» выдал информацию о вмешательстве России в выборы и чуть ли не «документы со стола Путина» - «МК»).
-И какой может быть реакция со стороны России?
-Ее может вообще не быть. Если очень захочется, можно устроить демарш. Тем более, что ЦРУ не скрывают наличия своих шпионов в России. Вряд ли демарш нужен. Но я думаю, что сейчас соответствующие органы могут возобновить дело Смоленкова в связи со вновь открывшимися обстоятельствами.
Читайте также: Сбежавший шпион Смоленков бросил без помощи больную мать