— Вчера у нас были учения, проверяли надежность оборудования, — рассказывает Юлия, председатель цифрового УИК по совместительству с обычным, мосгордумским. — У нас есть прямой выход в ГАС «Выборы», таких участков в Москве всего шесть. Вот сейчас в некоторых из «наших» регионов уже завершилось голосование, но мы работаем по московскому времени и присылаем туда голоса по мере поступления.
— Здравствуйте, вы из области или из нашего района? — приветствуют входящих члены УИК. Правильный вопрос, потому что большинству надо в следующий зал, на обычный участок. Но вот идет «наш клиент» — мужчина 45–50 лет в аккуратных джинсах, футболке и при дорогих кроссовках и рюкзаке. Юрий — зам. директора столичной IT-компании, прописан в Челябинской области. У него проверяют паспорт, находят имя в списке и выдают — не бюллетень, но талончик со штрихкодом. Этот талончик нужно приложить к одному из терминалов-кабинок, где после этого появится список кандидатов. Есть и тренировочная кабинка, где можно понарошку проголосовать за одного из семи «кандидатов кандидатовичей». Юрий слушает инструктаж, как слова стюардессы в самолете: мол, знаю.
— Две или более галочки поставить система не даст, — говорит Юлия, — а вот не поставить ни одной — вполне можно. Сейчас нет графы «против всех», но этот вариант ее заменяет.
А вот на обычный участок идет более разношерстный народ. Хотя, по признанию Юлии, явка невысокая. Возможно, потому что на выборах Мосгордумы не работает система «Мобильный избиратель», к которой привыкли по федеральным и мэрским выборам. Голосовать не по месту прописки не получается.
— У нас в районе много старого фонда, осталось немало коммуналок, — рассказывает председатель УИК. — Понятно, что тут многие не живут по прописке. А еще добавляются досадные накладки: один молодой человек пришел сюда, хотя переехал и сменил прописку несколько месяцев назад. Его обманула эсэмэска от Мосгоризбиркома со старым адресом регистрации. Базы миграционной службы обновились, а информационные нет. А краснели мы...