Донбасс объединил «межгосударственный» пограничный переход: жизнь порознь стала привычной

Линия соприкосновения становится новой границей

Накануне очередной встречи в «нормандском формате» бывший представитель Украины в минских переговорах Роман Бессмертный и олигарх Игорь Коломойский заявили, что «Минск-2» никто выполнять не собирается, поэтому нужно «бетонировать» границу с ЛДНР. Впрочем, в самопровозглашенных республиках придерживаются того же мнения и активно готовятся к полному отделению от Украины. Корреспондент «МК» увидел этот процесс своими глазами, проехав вдоль всей линии соприкосновения по обе стороны линии фронта.

Линия соприкосновения становится новой границей
Минное поле под поселком Золотое.

ЛДНР: дороги ведут в Россию

В среду, 28 августа, глава ДНР Денис Пушилин приехал на открытие нового КПВВ «Еленовка», построенного за старым комплексом вагончиков и бетонных сооружений, выполнявших роль пограничного блокпоста все годы войны.

Путь через Еленовку проходит по «довоенной» трассе Донецк–Мариуполь. Рядом выезд через Александровку на Днепр и Запорожье — тоже на «естественную» трассу. Остальные переходы через линию соприкосновения на Донбассе сложились прямо на войне, вокруг случайных пунктов, к которым нужно добираться по каким-то второстепенным дорогам — от Майорска на Гнутово, к станице Луганской…

Сейчас в Еленовке случилось эпохальное по меркам ДНР событие — очень быстро, за пару месяцев, построили полноценный, «европейский» пограничный переход на территорию, подконтрольную Украине. В местных СМИ он зовется громко — «межгосударственный».

Я был там в начале августа на этапе его строительства — удобные навесы, расширенная до шести полос трасса, вагончик дьюти-фри... В ДНР любят разнообразный эпатаж: сигареты всевозможных брендов — от американских до сербских, но произведенных на табачных фабриках Донецка и Дебальцева, — тут гордо продавались в магазине беспошлинной торговли. Сейчас на вагончике только скромная надпись про продажу сигарет, полноценный пограничный переход говорит сам за себя лучше карикатурного дьюти-фри.

От Донецка в прошедшие годы построены неплохие дороги, но отнюдь не к КПВВ на линии соприкосновения, а все больше к пограничным переходам в Россию, на Успенку и Новоазовск. С наступающей осени Донецк попробует жить по «экономической» модели — с адекватными затратам на поддержание ЖКХ коммунальными платежами. За местную большую трехкомнатную квартиру больше не будут платить в три раза меньше, чем в России, — 2 тыс. рублей в отопительный сезон.

Луганская область: погранпереход в никуда

Непередаваемо пахнет степь, светит солнце, дорогу разрезают характерные «ступеньки» подземных шахтных провалов, между разбитым асфальтом и полузаброшенными постройками над горными выработками строгие красные таблички: «Осторожно, мины!».

Дорогу в 30 км от Лисичанска до поселка Золотое наша машина осилила за час с четвертью. Калейдоскоп из сплошных ям, выбоин, пыльных поселков, минных полей и одуряюще красивых степных луганских горизонтов. Благо рассматривать их можно было не спеша — на скорости в 20–30 км в час.

Поселок Золотое причудливо делится на несколько номерных кусков — просто Золотое, и Золотое‑2, 3, 4, 5.

Пара Золотых представляют собой линию фронта. Возле главного поселка — торжественное, заросшее травой КПВВ «Золотое». Скучающие бойцы с автоматами и заросшие места для отдыха и высадки людей, выгоревшие щиты с информацией международных организаций, знаки «стоп» и привычные «спартаковские» красно-белые бетонные блоки, перегораживающие дорогу. Об эти блоки в первые годы войны часто бились машины и автобусы. И их, несмотря на демаскировку, начали ярко красить.

КПВВ «Золотое» — единственный в Луганской области автомобильный переход через линию соприкосновения, согласованный на переговорах в Минске и с ОБСЕ еще осенью 2016 года. Он был построен и даже торжественно открыт украинской стороной в этом году. Напротив «открытого» украинского блокпоста — город Первомайск, дорога к которому заминирована, вторые «ворота» с той стороны не построены и, разумеется, не открыты.

Шахтоуправление «Первомайскуголь» было довольно крупным предприятием до войны. Линия фронта разделила его напополам, шахта «Родина» оказалась посредине, на линии огня. Шахты в ЛНР и брошенная персоналом разбитая «Родина» затоплены или затапливаются. В мае прошлого года скопившиеся воды прорвались на украинскую сторону в ствол шахты «Золотое», вода прибывала со скоростью 2000 кубометров в час, сейчас из шахты откачивают 800 кубометров. Но старые очистные сооружения рассчитаны на поток в 300 кубометров в час, поэтому поток воды без очистки сбрасывается в речку Камышеваху, а та впадает в Северский Донец, неподалеку от места, где он течет на территорию Российской Федерации. Вода с мая идет невиданным старожилами потоком оранжевого цвета, забивает трубы, которые приходится чистить вручную каждые три месяца — тут запредельный уровень соединений серы и железа.

Что течет в Россию из шахты «Золотое», толком не понимает никто, последний украинский природоохранный мониторинговый пост находится на Северском Донце, в Лисичанске, выше по течению.

Все, что ниже по течению, — проблемы России. У расположенной в Славянске бассейновой комиссии Северского Донца никакой связи с российскими коллегами нет с 2014 года.

Выход из тупика — в разные стороны

В Луганской области с украинской стороны продолжается дорожное строительство — государственное, что важно заметить. Потому что внутри городов по-прежнему все плохо. Промышленность обвалилась не только на территории ЛНР. Тот же Лисичанск сейчас вообще не имеет работающих промышленных предприятий, а значит, и приличного городского бюджета. Новый луганский областной центр Северодонецк местами жив, кое-где даже красивые муралы на домах нарисованы — в защиту женщин от домашнего насилия. Но на городские дороги денег не хватает.

Такой же показательно идеальный вид имеет «дорога жизни» — импровизированная трасса в обход Донецка из Краматорска в Мариуполь. Это спонтанно получившееся в 2014 году «шоссе» идет по местным селам, городкам, по бывшим второстепенным дорогам. Теперь оно обустраивается ударными темпами на подконтрольной Украине части Донецкой области — как главная трасса.

Еще один важный участок дороги строят от Мариуполя к Запорожью на деньги немецкого правительства. Мариуполь таким образом пытаются лишить заслуженного в 2014 году статуса логистического тупика.

Кроме того, в Мариуполе уже на деньги французского правительства осуществляется монтаж установки как по очистке пресной воды, так и опреснению морской. Это проект, повторяющий опыт по водоснабжению Сингапура. По завершении Мариуполь перестанет зависеть от Донецка в вопросах поставки питьевой воды. И тогда самый крупный город подконтрольной Украине части Донбасса станет полностью автономен.

Полностью разъединить территории Донбасса невозможно, пока их еще соединяет канал Северский Донец — Донбасс, системы водоснабжения, горные выработки, общий воздух, потоки людей и степь. Зависит от поставок воды с украинского Попаснянского водоканала город Луганск. Неделю назад остался без воды украинский Торецк (бывший Дзержинск) — его водоснабжение идет из Горловки, а в Горловку вода поступает по каналу с подконтрольной Украине территории. То, что связано несколькими десятилетиями, за пять лет не развяжешь. Но начало положено...

Сюжет:

Переговоры в Минске

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28064 от 2 сентября 2019

Заголовок в газете: Разъединение Донбасса

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру