В понедельник в суд пришли более 10 представителей потерпевших организаций, связанных с жилищно-коммунальным хозяйством разных городов Подмосковья — Химок, Пушкино, Ногинска, Чехова и других. Все они заявили, что будут поддерживать гражданские иски, которые предъявят Кузнецову после того, как ему будет вынесен приговор.
Поддержать Кузнецова не пришел никто. 56-летний подсудимый сидел в «аквариуме», опустив плечи, поседевший, похудевший, постаревший и очень грустный.
А когда-то он ворочал не просто большими деньгами, а миллиардами.
Гособвинитель, прежде чем огласить текст обвинительного заключения, отметила, что это его «сжатая» версия. Поэтому особых подробностей в обвинении и не оказалось. Но суммы, с которыми был связан каждый из преступных эпизодов, звучали огромные — сотни миллионов, миллиарды рублей.
Из обвинения следовало, что Кузнецов в 2002 году был назначен на должность министра финансов, а после стал первым заместителем министра правительства Московской области. «Вопреки интересам службы» Кузнецов совершил 10 мошенничеств, 9 легализаций имущества, нажитого преступным путем, и три растраты чужого имущества в особо крупном размере в составе организованные группы с использованием служебного положения.
Для этого Кузнецов и другие члены преступной группы (а в нее входили его супруга, гражданка США Жанна Буллок, его заместитель Валерий Носов и другие) приобретали право требования задолженности у различных муниципальных предприятий ЖКХ Подмосковья, которая возникала у них как раз «из-за недофинансирования». К слову, благодаря чему или кому возникали у предприятий эти задолженности, в обвинении не прозвучало.
Затем эти долги члены ОПГ под руководством Кузнецова обращали в свою пользу.
Для того чтобы осуществить задуманное, Кузнецов добился того, чтобы Носов получил должность его заместителя. Члены преступной группы были расставлены акционерами инвестиционных компаний, вошли в руководство финансовых организаций, поставили полностью под свой контроль залоговый банк. Они также приобретали готовые ООО и оформляли право на требование задолженностей на подставных лиц по подложным документам.
В суде прозвучало, что члены преступной группы имели необходимые связи, знания и навыки для выполнения задуманного в целях личного обогащения. Они прекрасно осознавали, что причиняют крупный ущерб предприятиям ЖКХ Подмосковья, тем не менее были готовы исполнять преступные распоряжения Кузнецова. Также коррупционеры были уверены в своей безнаказанности и неспособности правоохранительных органов призвать их к уголовной ответственности «в связи с высоким положением Кузнецова».
Когда гособвинитель оглашала эпизоды, связанные с растратой бюджетных средств Подмосковья, вверенных Кузнецову, то звучали суммы в полтора, два миллиарда.
Несмотря на то что не всё в обвинительном заключении было ясно, Кузнецов заявил судье, что ему оно понятно и он признает себя виновным.
Но выразить свое отношение к обвинению он не пожелал, а показания решил давать только после того, как все свои доказательства предъявит сторона обвинения.
На этом заседание закончилось, поскольку представители прокуратуры попросили время для подготовки. Как было анонсировано, в суде огласят письменные материалы, а также будут заслушаны свидетели.
Напомним, Алексей Кузнецов 10 лет прятался за границей от следствия, а когда его все-таки экстрадировали в Россию, заявил, что не знал об уголовном деле. Потом он попросил, чтобы его дело рассматривали в особом порядке — без предъявления доказательств. Тогда бы ему мог грозить срок меньший, чем при обычном порядке судебного следствия. Но с этим не согласилась сторона обвинения.
Следующее заседание пройдет 27 августа.