Впрочем, далеко не все протестующие настроены мирно. На гонконгских улицах появились импровизированные баррикады из бамбуковых стволов, «позаимствованных» из строительных лесов. В субботу некоторые из активистов бросали бутылки с «коктейлем Молотова» и кирпичи, а полиция в ответ применял слезоточивый газ – как отмечают западные СМИ, это произошло впервые за последние дней десять. Сильный ливень снижает эффективность использования полицией слезоточивого газа, поэтому власти предупредили, что если ситуация будет выходить из-под контроля, будут применены для разгона толпы водяные пушки. В прессе сообщалось, что в Гонконге находятся три специально оборудованных для борьбы с беспорядками автомобиля Mercedes-Benz, снабженных водяными пушками и готовых к применению (стоимость машин оценивается в $2,12 млн). А для протестующих отдельными мишенями стали фонарные столбы с установленными на них камерами видеонаблюдения (оппозиция опасается, что эти камеры используются властями для идентификации личностей демонстрантов и дальнейшего их преследования).
По данным на воскресенье, гонконгская полиция задержала около тридцати человек (треть из них составили женщины). Всего с начала демонстраций в июне в Гонконге было задержано более 700 участников протестных акций.
Как известно, непосредственным поводом для нынешней волны протестов стал законопроект об экстрадиции преступников из Гонконга в континентальный Китай. В этом документе его противники усмотрели лазейку для выдачи в КНР разыскиваемых диссидентов, а более широко – покушение на особый статус региона. Как известно, после передачи Гонконга Китаю в 1997 году британцами в составе КНР был создан Специальный административный район Сянган, в котором в соответствии с формулой «одна страна, два строя» сохраняются капиталистические и демократические порядки.
Ныне требования протестующих вышли за рамки первоначальных требований и включают уже пять пунктов: отзыв законопроекта об экстрадиции (впрочем, власти Гонконга уже несколько недель назад заявили о приостановке его принятия), проведение независимого расследования по делам, связанным с протестами, а также по избыточным жестким действиям полиции, прекращение обозначения протестов как «беспорядков», отмена обвинений в адрес задержанных, а также восстановление политических реформ. Переход от частностей к более широким требованиям не может не вызывать беспокойства в Пекине, тем более, что на носу торжества по случаю 70-летия провозглашения Китайской Народной Республики. И нельзя исключить вероятности силового решения властями КНР гонконгского кризиса, хотя власти, скорее всего, будут стараться избежать жесткого варианта, чреватого огромными имиджевыми издержками.