За последние недели экс-глава Украины уже второй раз является на допрос в ГБР по делам, связанным с его президентством. И это только начало. Всего против Порошенко заведено более 11 уголовных дел. Они касаются и возможной легализации полученных преступным путем доходов, и вмешательства в работу судей, и госизмены, и даже незаконного вывоза через границу группы людей. На этот раз ведомство допрашивало его по делу о возможном уклонении от уплаты налогов при покупке-продаже телеканала «Прямой».
Дело против Порошенко расследуется по заявлению бывшего замглавы администрации экс-президента Украины Виктора Януковича Андрея Портнова. Он утверждает, что Порошенко оформил акции телеканала на кипрскую компанию, оформленную к тому же на подставное лицо — бывшего заместителя Януковича во фракции Партии регионов Владимира Макеенко. С его помощью президент пытался создать видимость, что он не является реальным собственником канала.
Директор Госбюро расследований Украины Роман Труба не исключил, что следующий разговор с политиком состоится с применением полиграфа. Порошенко признался, что тоже не доверяет руководству ГБР и готов пройти детектор лжи в прямом эфире на «Прямом». Его адвокат Игорь Головань сообщил журналистам, что во время допроса бывший лидер страны также дал дополнительные показания о продаже завода «Кузница на Рыбальском».
Чтобы поддержать Порошенко, к зданию ведомства пришли его дети — сын Михаил и дочери Александра и Евгения, а также их друзья. В руках они держали символику партии «Европейская солидарность» и плакаты: «Четвертая власть или пятая колонна?», «ГБР, чистите власть, а не медиа». Отвечая на вопрос журналистов об участии его детей в акции протеста, Порошенко ответил, что он их не видел, но подобную активность приветствует. Впрочем, в соцсетях появление подростков у здания ГБР вызывало обратную реакцию. Самые частые комментарий к новости — «цирк», «театр» и «клоуны».
Не пропустили событие и противники бывшего президента. Несколько десятков человек принесли плакаты и мегафоны, а также с десяток яиц, которые, правда, в большинстве своем угодили не в бывшего гаранта, а в журналистов, правоохранителей и сторонников Порошенко. Бойцы нацбатальона «Азов», которые гоняли экс-президента во время президентской кампании, записали видео, в котором пообещали не оставлять его в покое, пока он не сядет в тюрьму.
Эксперты рассказали «МК» о том, приведет ли расследование против Порошенко к реальным судебным делам.
Кирилл МОЛЧАНОВ, киевский политолог:
— Все будет зависеть от политической воли Зеленского, потому что, скажем, при Порошенко провалились все расследования по окружению Януковича. И это не потому, что они уехали из страны, а ввиду негласных договоренностей, которые между ними были достигнуты. Если Зеленский будет договариваться с окружением Порошенко, то никого судить не будут. Если же он выберет жесткую линию на привлечение к ответственности, то перспективы у бывшего президента не радужные. Пока мы видим, что такое желание у Зеленского есть. К тому же Порошенко нажил себе много врагов, которых фактически разорил, и теперь они хотят мстить.
Владимир ЖАРИХИН, замдиректора Института стран СНГ:
— Судя по поведению Порошенко во втором туре, он получил какие-то гарантии от американских или европейских партнеров. Чтобы сорвать выборы, он мог устроить провокацию, ввести военное положение или применить тотальные фальсификации, но он на это не пошел. Полагаю, в обмен на «приличное поведение» ему дали какую-то отсрочку по уголовным делам. Зеленский также прислушивается к мнению «старших товарищей». Поэтому не думаю, что в ближайшее время у Порошенко будут серьезные проблемы с правосудием. Портнов его продолжит, так скажем, пощипывать, но до ареста дело не дойдет.