Командир Ил-76 рассказал о тушении лесных пожаров в Сибири

В точке сброса воды тяжелый самолет снижается до ста метров

На тушение лесных пожаров в Сибири брошена авиационная группировка ВКС России. Десять тяжелых военно-транспортных самолетов Ил-76 и десять вертолетов Ми-8. Уже несколько дней они сбрасывают на горящие леса тонны воды и огнегасящей жидкости. Об этой нелегкой работе «МК» рассказал командир экипажа Ил-76 Андрей Черных. 

В точке сброса воды тяжелый самолет снижается до ста метров

-Андрей Александрович, с высоты виден масштаб бедствия? 

-Первые дни, которые мы отработали, там, конечно, все горело-горело. Очень много больших очагов было. Сегодня уже поменьше. Видны такие «пятаки» большие выгоревшие. Жалко конечно лесов, зверья. Но, собственно, для того сюда и приехали, чтобы тушить. 

-Объем работы уже понятен?

-Какие-то крупные очаги получается сдерживать, какие-то полностью ликвидировать. Многое будет зависеть от погоды и распространения очагов. Сложно предугадать. Они могут в любом месте, в любое время возникнуть. Вопрос в том, насколько они угрожают каким-то населенным пунктам и заповедным зонам. 

-Основные угрозы удалось нейтрализовать?

-Я считаю, что да.

-С какой высоты приходится сливать воду или огнегасящую жидкость?

-Наиболее эффективная высота для тушения пожара – сто метров. Со ста метров и работаем. 

-Наверное, трудно на такой малой высоте пилотировать такую большую машину? Да еще дымы. 

-Конечно, это трудно. Просто есть определенные ограничения, при которых мы не можем выполнять полеты с учетом безопасности. В частности, нижняя граница облачности должна быть не менее трехсот метров и полетная видимость – не менее пяти километров. Соответственно, если эти показатели меньше, мы полеты выполнять не можем. 

-Как организованы вылеты?  

-Когда получаем какие-то определенные координаты очагов возгорания, группа самолетов выдвигается в заданный район поиска. Определяем местоположение. Если условия позволяют, снижаемся с соблюдением всех мер безопасности. По определенным минимальным показателям давления рассчитываются все безопасные высоты, и далее ориентируемся по радиовысотомерам - по специальным приборам на самолете, которые меряют истинную высоту непосредственно до препятствия. 

Грубо говоря, когда экипаж определяет местоположение возгорания, направление движения огня, выбирается точка, от которой строится так называемый боевой путь - выход на конкретную цель на расстоянии до тридцати километров. Как следует прицеливаемся. Снижаемся до ста метров над данной точной и производим сброс воды или огнегасящей жидкости. 

-Сколько за один заход воды сбрасываете?

-42 тонны.

-Почти железнодорожная цистерна. И какую площадь накрывает?

-Если посчитать, что самолет движется со скоростью 300 километров в час, и сброс продолжается порядка семи секунд, то получается полоса длиной до километра-полутора. 

-Сколько вылетов в сутки получается?

-В первый день выполнили два вылета, вчера три, сегодня тоже два. Работаем в авральном режиме. 

-На большие расстояния приходится летать?

-Расстояния разные - 300-400 километров. Сегодня летали на дальность порядка 700 километров. 

-Раньше приходилось тушить пожары?

-Да, у меня был опыт тушения пожаров в Красноярске. Это был 2014 год.

-Наверное, нужен определенный уровень выучки для таких полетов? Это ведь не работа транспортника. 

-Конечно, специфика есть. Существуют определенные упражнения, по которым мы готовимся к данным полетам. После прохождения определенной программы подготовки экипажи получают допуск на слив огнегасящей жидкости и получают право на выполнение данных полетов. 

-Тут нужна более высокая квалификация?

-Все рано или поздно достигают определенного уровня мастерства. Профессия летчика подразумевает, что это не просто человек, который может взлететь и посадить самолет. Приходится постоянно все просчитывать, думать наперед и держать в голове кучу всякой информации. 

-Результат своей работы уже видите?

-Сегодня да, прямо ощутимо. Мы два раза в одну и ту же точку летали. В первом полете видели - горело сильно, задымленность была. Слили огнегасящую жидкость, вернулись. Второй подъем через 3,5 часа. Выдвинулись в тот же район, поскольку нам дали те же самые координаты. Прилетели, а там уже ничего не горит. Провели разведку. Когда летишь, наблюдаешь, отмечаешь координаты, где какие-то задымления, возгорания. В тех координатах, что нам дали, там уже ничего не горело. 

То есть в первый раз сработали, и там уже пожара нет. Пришлось вернуться немножко назад, выбрать себе другую цель и там уже слить жидкость. 

-Спасибо вам за такую работу. Думаю, вам там и люди, и звери спасибо скажут.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28040 от 5 августа 2019

Заголовок в газете: 42 тонны воды за один вылет

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру