Поводом для захвата корабля стало якобы его участие в операции по задержанию трех кораблей ВМФ Украины, которые в ноябре 2018 года пытались прорваться через Керченский пролив, заявили в Киеве.
Как сказано в сообщении СБУ, танкер Nika Spirit, который тогда назывался NEYMA, по приказу ФСБ перегородил дорогу украинскому флотилии в составе двух катеров и буксира. В результате за решеткой оказались 24 украинских моряка, которых обвиняет в незаконном пересечении российской границы. Теперь Nika Spirit признали вещественным доказательством, танкер готовятся арестовать, подчеркивают в СБУ. Экипаж судна, по сообщениям украинской стороны, уже отпущен на свободу — после допроса.
Всего на корабле находились 15 человек. Причем никто из них, скорее всего, не имел отношения к событиям почти годичной давности, так как экипаж корабля меняется не реже, чем раз в полгода. Портом приписки танкера Nika Spirit считается Таганрог, но владельцем судна, как удалось выяснить, является крюинговая компания (крюинг — набор команды на судно) «Альтомар Шиппинг», расположенная в Геленджике.
Она не крупный судовладелец, скорей всего, у компании — это единственное судно. Из порта «Кавказ» оно вышло еще в марте, после чего отправилось в Румынию. И возвращалось оттуда с 2 тоннами груза на борту. В Измаил судно зашло на ремонт - в связи с чем возникает вопрос о его состоянии. Танкер был спущен на воду в 1989 году, поэтому находится не в лучшем виде. С начала своего существования корабль сменил три имени, изначально он назывался Lenaneft-2070.
Предпоследним владельцем числилось «Волго-донское судовое агентство» из Волгограда. В какой-то момент у фирмы возникли финансовые трудности и судно было арестовано банком. На торгах его выкупил «Альтомар Шиппинг». В 2014 и 2018 годах корабль ремонтировали, но годы все равно брали свое...
Эксперты прокомментировали «МК» ситуацию вокруг Nika Spirit.
Константин Затулин, первый зампред комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками: «Есть два объяснения причин произошедшего. Во-первых, захват корабля мог произойти по поручению действующего президента Украины Владимира Зеленского. В этом случае нужно заранее выразить соболезнования украинцам в связи с тем, что они избрали главу государства, который принимает такие глупые решения.
Во-вторых, СБУ остается «червивым яблоком» со времен Петра Порошенко, в ведомстве командуют кто угодно, кроме тех, кто должен это делать по Конституции. Силовики могли устроить сознательную провокацию, чтобы осложнить действующим властям диалог с Россией. «Партия войны» никуда не пропала и все еще очень сильна в силовых ведомствах Украины.
Другим объяснением может быть лишь то, что Украина возводит в степень государственной политики месть всем, кто может попасть ей в руки. Элементы этого мы уже видели на примере главного редактора «РИА Новости Украина» Кирилла Вышинского. Фактически журналиста держат в СИЗО в качестве заложника, обменного фонда. Задержание корабля похоже на продолжение этой стратегии.
Однако я не думаю, что Москва позволит разговаривать с собой таким образом. Пока не выяснятся обстоятельства задержания корабля, процесс освобождения украинских моряков, задержанных после инцидента в Керченском проливе, можно считать замороженным. Предлагаю СБУ не оттягиваться на танкерах и сейнерах, а попробовать захватить ракетный крейсер «Москва», который стоит на рейде в Севастополе.
Константин Бондаренко, глава фонда «Украинская политика»: «Видимо, украинские власти никак не могут отойти от задержания украинских моряков, поэтому решили арестовать российский корабль. Возможно, кто-то думает, что после этого президент России Владимир Путин будет сговорчивее, но это ошибка.
По большому счету, Зеленский продолжил внешнеполитический курс, заданный Порошенко. Безумная политика. Еще вчера уполномоченная по правам человека на Украине Людмила Денисова говорила, что украинцев вот-вот отпустят, но теперь об этом не может быть и речи. Либо сам Зеленский не хотел разрядки в отношениях с Москвой, либо это зависит не от него, а от кого-то извне. Версия о том, что СБУ приняла решение о задержании танкера самостоятельно, не поставив в курс дела президента, не выдерживает критики. Ведомство возглавляет друг Зеленского Иван Баканов».
Какие меры в ответ может принять Россия, «МК» рассказал военный эксперт Олег Желтоножко. По его словам, ситуация в отношениях двух стран может дойти до взаимного ареста судов. Как отметил Желтоножко, действия Украины можно в целом расценивать как государственное пиратство. При этом эксперт подчеркнул, что обвинения в адрес экипажа судна в содействии вооруженной агрессии против Украины стоит считать несодержательными.
- Нельзя говорить о том, что действия экипажа танкера, если он действительно привлекался для задержания украинских военных кораблей, можно оценивать как «содействие». Пограничная служба ФСБ выставило судно в фарватере, загородив проход. То есть судно не подчиняться требованием пограничников не могло Что касается возможных ответных действий России, то их характер может быть самым разным. Россия может задерживать украинские суда, потому что в морском праве есть много способов найти те или иные претензии к морским судам, ну допустим - экологические проблемы или нарушение правил судоходства.