Официальный представитель китайского Министерства национальной обороны У Цянь в среду, 24 июля, заявил, что Пекин может в случае необходимости мобилизовать войска Народно-освободительной армии для поддержания порядка в Гонконге. «Поведение некоторых радикальных протестующих бросает вызов авторитету центрального правительства, затрагивает основы принципа «одна страна, две системы», — подчеркнул военный чиновник. — Это нельзя спускать с рук».
Согласно представленной в среду новой оборонной стратегии Китая, центральные власти также могут применить силу в отношении Тайваня, если тот возьмет курс на обретение полной независимости от Пекина. «Путь к независимости Тайваня — это мертвый путь», — дал понять У Цянь.
Протесты в Гонконге в воскресенье, 21 июля, перешли опасную черту. Радикальная часть протестующих напала на офис центральных властей Китая в Гонконге, забросав его яйцами и вымазав чернилами государственный герб. Полиции пришлось применить силу для разгона демонстрантов. Когда протесты вспыхнули в Гонконге семь недель назад, толпа требовала отмены законопроекта об экстрадиции преступников в материковый Китай. Глава гонконгской администрации Кэрри Лам пошла им навстречу и объявила законодательную инициативу «мертвой». Однако радикалы на этом не успокоились, и некоторые из них даже начали требовать отделения от Китая. По мнению востоковеда, профессора НИУ ВШЭ Алексея Маслова, сам характер протестов толкает Пекин на применение силы.
«Вероятность этого возрастает с каждым днем, — отметил эксперт. — Судя по всему, Китай не хотел вводить регулярную армию и пытался ограничиться силами местной полиции, которые оказались неэффективными. Введение войск Народно-освободительной армии Китая, которые уже сейчас сосредоточены по границам с Гонконгом, это вопрос политического решения. Потому что Пекин в этом случае столкнется с серьезными последствиями. Это породит огромную критику со стороны Запада (ведь без жертв не обойдется), и, возможно, приведет к усилению изоляции Китая, прежде всего со стороны США, объявлению целого ряда торговых санкций, продолжению торговой войны. Усилится критика КНР по поводу национальной политики: ему снова припомнят Тибет и Синьцзян.
Если события будут развиваться по силовому сценарию, это будет первый случай, когда Китай применит армию для подавления волнений на новых территориях. Но Китай очевидным образом подталкивается к таким мерам, чтобы показать всему миру, и прежде всего, Америке, что это страна кровавая и абсолютистская. Проблема в том, что сейчас у протестующих нет позитивной программы. Хотя гонконгские власти уже остановили принятие закона об экстрадиции и сказали, что он больше обсуждаться не будет, в реальности это толпу не остановило и непонятно, чего они хотят. Сейчас звучат лозунги отделения от Китая, критика в адрес Пекина, то есть, по сути, происходит национальное восстание. А поскольку нет позитивной программы, непонятно, что надо сделать, чтобы волнения прекратились, что надо обсуждать и с кем. Если Китай в ближайшее время не вычислит те протестные группы, которые являются стимуляторами процесса, и не договорится с ними, силовое подавление станет единственным выходом».