Два года назад Алмазбек Атамбаев произвел настоящий фурор, добровольно отказавшись искать лазейки в Конституции, чтобы остаться в кресле президента Киргизии на второй срок. Такое в Средней Азии случилось впервые. Да что там: многие европейские лидеры СНГ мысленно крутили пальцем у виска, не понимая, что движет их коллегой. Сам Атамбаев публично признавался, что Путин с Назарбаевым пытались удержать его от опрометчивого шага. «Путин, например, меня уговаривал остаться на второй срок. У нас с ним отношения очень хорошие. Нурсултан Абишевич тоже уговаривал, — рассказывал он на последней пресс-конференции. — Но я не согласился, объяснил, что у нас все по-другому». По словам Атамбаева, он за пять лет «подустал», хочет больше времени проводить с семьей и заниматься творчеством — писать песни и исполнять их под гитару. Кандидатуру себе на замену он подобрал самостоятельно: новым президентом республики стал глава правительства и соратник Атамбаева Сооронбай Жээнбеков.
Однако претворить в жизнь свои планы отставному главе государства не удалось. И года не прошло, как из Киргизии стали приходить тревожные вести сначала о ссоре Жээнбекова с Атамбаевым, который публично раскритиковал речь нового президента, а потом о жестком противостоянии двух политиков. Атамбаев заявил, что, покидая пост, ошибся в выборе преемника: «Пророк говорил: «Я тоже человек, и я тоже ошибаюсь». А я не пророк. Посмотрите на моих друзей вокруг... Самым близким был Сооронбай Жээнбеков. Но я не могу предвидеть действия людей». Атамбаев назвал Жээнбекова нелегитимным президентом и призвал своих сторонников добиваться его отставки, после чего по стране прокатилась серия антиправительственных митингов и выступлений.
Пик противостояния случился 27 июня этого года, когда киргизский парламент проголосовал за снятие неприкосновенности с Атамбаева, что делает возможным его арест и привлечение к ответственности по нескольким статьям УК. Суммарно бывшему президенту грозит лишение свободы на срок до 20 лет. Прокуратура уже несколько раз вызывала его на допрос (пока в качестве свидетеля), однако Атамбаев не являлся, называя происходящее «абсурдом». Стоит отметить, что Кремль по горячим следам решение киргизского парламента никак не прокомментировал. Дмитрий Песков заявил журналистам, что это внутреннее дело суверенной страны. Однако по факту Москва, конечно, держала руку на пульсе: 11 июля Сооронбай Жээнбеков в экстренном порядке прилетал к Владимиру Путину для серьезного разговора. Но подробности не сообщались.
Алмазбек Атамбаев со своей стороны также искал встречи с российским лидером, чтобы как минимум донести до него свою точку зрения, как максимум — заручиться поддержкой Кремля и добиться воздействия на Жээнбекова политическими и экономическими методами. И такая возможность наконец представилась: утром 24 июля стало известно, что опальный политик вылетел в Москву с аэродрома российской авиабазы Кант. Из села Кой-Таш, где находится штаб-квартира Атамбаева, его во избежание задержания провожали сотни сторонников. А на авиабазе уже ждал спецборт одной из российских авиакомпаний. В Москве бывшего президента посадили в кортеж с мигалками под охраной ФСО: и получаса не прошло, как он оказался в Кремле.
Встреча Путина и Атамбаева продолжалась больше часа и оказалась беспрецедентной по сути и содержанию. Никогда раньше на постсоветском пространстве действующий глава государства не принимал бывшего и тем более не посылал публичных сигналов его обидчику.
— Моя позиция хорошо известна, — заявил российский лидер по итогам переговоров. — Я считаю, что Кыргызстан уже пережил несколько достаточно серьезных внутриполитических потрясений. И на этом, на мой взгляд, нужно остановиться именно в интересах народа Кыргызстана.
Путин добавил, что ради политической стабильности все силы должны сплотиться вокруг действующего президента Жээнбекова и помогать ему в развитии государства. Россия, дал понять ВВП, также не будет играть против законных властей и расшатывать и без того хлипкую лодку. «У нас много планов сотрудничества с Кыргызстаном, и мы, безусловно, настроены на то, чтобы с действующей властью все эти планы реализовать», — подчеркнул он.
Комментарии Алмазбека Атамбаева оказались более противоречивыми. С одной стороны, он заявил, что свои внутренние проблемы киргизы будут решать сами. С другой — попросил Путина надавить на Жээнбекова. «Действующая власть должна вернуться в правовое поле. Она должна показать объективность при рассмотрении дел в судах, прекратить политическое преследование оппонентов. Мои сторонники должны получить возможность спокойно готовиться к выборам. Об этом Владимир Путин намерен поговорить с Сооронбаем Жээнбековым», — заявил он. Очевидно, что самому Атамбаеву встреча с российским лидером послужит своего рода «охранной грамотой»: действующие власти вряд ли рискнут арестовать политика, которого по-прежнему принимают в Кремле. В четверг, 25 июля, бывший президент смог спокойно вернуться на родину. По прилете он сообщил встречавшим его сторонникам, что не просил у Путина ни защиты, ни гарантий, а все требования остаются в силе до тех пор, пока Жээнбеков не прекратит репрессии.
Эксперты уже отметили, что для Владимира Путина конфликт Атамбаева и Жээнбекова стал неприятным сюрпризом. Киргизия наглядно продемонстрировала, что даже подготовленный и казавшийся безопасным трансфер власти может обернуться жесткими внутриполитическими потрясениями с пока непредсказуемым финалом.