Во-первых, к 12 часам дня стало понятно, что явка явно не дотягивает до уровня президентских выборов. По данным ЦИК, к полудню на избирательные участки пришло в среднем чуть более 16% граждан. В это же время 21 апреля (во втором туре выборов президента) к урнам явилось более 25% избирателей. Нынешняя «пассивность» легко объяснима: лето, дачи, отпуска... Во-вторых, наблюдатели, с утра явившиеся на участки, отмечали, что к урнам в первой половине дня шли, в основном, люди старшего возраста. Молодежь на этих выборах активности не проявляла. А это базовый электорат «Слуги народа» Зеленского. Впрочем, к вечеру ситуация могла измениться.
Что еще удивляло: некоторые избирательные участки оказались к выборам не готовы. Хотя после двух успешно проведенных «президентских голосований», казалось бы, все должно катиться по накатанной. Но, возможно, здесь сам президент перемудрил, отправив накануне дня выборов в отставку ряд областных руководителей. В результате кое-где выборы проходили в условиях «тихого саботажа». Скажем, в одном селе Хмельницкой области ко дню голосования не оказалось кабинок. Сотрудники участковой комиссии проявили изобретательность, сконструировав их из подручных материалов и скотча. Причем этим «материалом» оказались завалявшиеся на чердаке школы портреты Ленина. А в Кировоградской области одному из участков отказались выделять сейф для хранения бюллетеней. Поэтому членам участковой комиссии пришлось сложить их в кастрюлю и опечатать. В таком виде сосуд был передан под опеку полиции...
Все эти казусы, впрочем, никак не могли повлиять на результаты выборов. В отличие от ситуации на Донбассе, откуда с утра стали поступать тревожные новости. Пришла информация о минировании КПВВ «Майоровское» — погранперехода, через который жители ЛДНР могли пройти к избирательным участкам на подконтрольную Киеву территорию. Переход закрыли и к полудню действительно обнаружили там взрывоопасный предмет. В связи с чем ГСЧС порекомендовал закрыть переход до конца дня. Так что жители самопровозглашенных республик уже точно не смогли добраться до участков.
Сам президент Зеленский с супругой Еленой к избирательным урнам в Морской колледж явился с утра. Причем толпа, которая ждала главу государства у входа, разделила супругов. Пока Зеленский отвечал на вопросы, Елена тихо положила бюллетень в урну и ретировалась в окружении охраны. Президенту же пришлось разъяснять, с кем он готов блокироваться в новом составе Рады и кого желал бы видеть премьером. И тут лидера «Батькивщины» Юлию Тимошенко, которая накануне выборов давала понять, что ее политсила готова всячески помогать молодому президенту, получила удар. Зеленский пояснил, что ни с кем из «старых политиков» объединяться в Раде не намерен. А премьером хотел бы видеть экономиста, не имеющего политического прошлого и никогда прежде не работавшего главой кабмина. Поскольку у Юлии Владимировны богатое политическое прошлое и правительство она возглавляла дважды (в 2005 и в 2007–2010 годах), стало понятно: премьер-министром ее Зеленский назначать не собирается.
А вот экс-президент Грузии и экс-глава Одесской области Михаил Саакашвили явно рассчитывает на какую-то полезную должность от Зеленского. Именно так политологи оценили его финт с внезапным добровольным снятием с выборов его партии «Рух новых сил». Причем о том, что Саакашвили сделает такой шаг, не знали даже его соратники по партии. Просто за день до голосования Михо в соцсетях заявил, что «Рух» никуда не идет и готов отдать «свои проценты» партии Зеленского «Слуга народа». Ну, с «процентами» Саакашвили маханул: по соцопросам, за его «Рух новых сил» готовы были отдать голоса не более 1,6% избирателей, а по некоторым соцопросам и вовсе 0,8%. «Возможно, Саакашвили до последнего думал, что ему могут поступить выгодные предложения по объединению от других сил. Надеялся продать кому-нибудь свои услуги, но, судя по всему, они не пригодились. А когда стало понятно, что он не только в Раду не попадает, но и голоса ни у кого оттянуть не может, то зачем дальше стараться и пыхтеть», — пояснил «МК» украинский политолог Ростислав Ищенко. Возможно, Михо надеется за эту «жертву» получить какую-нибудь преференцию. В ближайшие недели украинские политики как раз и займутся подсчетом «прибыли и убытков».