В советское время противокосмическая обороны была одним из четырех компонентов единой системы воздушно-космической обороны (ВКО) страны. Кроме ПКО, туда также входили система противоракетной обороны (ПРО), система предупреждения о ракетном нападении (СПРН), система контроля космического пространства (СККП). Начиная с середины 60-х годов прошлого века, каждый из элементов этой стройной системы ВКО активно развивался. Это касалось и ПКО, которая имела собственные силы, средства, единый штаб и командование.
Развитие советской ПКО стало ответом на действия США, которые в феврале 1959 года запустили в космос свой первый военный экспериментальный разведывательный спутник «Discoverer-1». Тогда же они начали работы по проекту SAINT — спутникового перехвата космических аппаратов на околоземной орбите.
В результате Советский Союз тоже был вынужден заняться созданием систем вооружения для борьбы со спутниками. Их так и называли «КА» - космический аппарат-перехватчик и «ИС» - истребитель спутников.
Первый проект противоспутникового комплекса «ИС» был разработан Владимиром Челомеем и Александром Минцем. В начале 70-х эти аппараты прошли все виды испытаний, начиная с натурных и кончая перехватом космических аппаратов-мишеней. В 1972 году Минобороны приняло их в опытную эксплуатацию, продолжая совершенствовать. После некоторой доработки в 1978-м году комплекс «ИС-М» с радиолокационной головкой самонаведения приняли на вооружение. В 1979-м году он заступил на боевое дежурство.
Параллельно с этим, с конца 70-х годов шли переговоры СССР и США по заключению соглашения о запрете противоспутниковых систем, включая ликвидацию существующих и отказ от разработки новых. Диалог был тяжелым. В 80-м году США прервали переговоры, а в 82-м заявили, что снова готовы обсуждать запрет противоспутниковых систем. В результате в 1983 году СССР в одностороннем порядке объявил мораторий — обязался не выводить первым в космос какие-либо виды противоспутникового оружия до тех пор, пока другие государства, в первую очередь США, будут от этого воздерживаться.
Воздержание было недолгим. В сентябре 1985-го США провели успешные испытания авиационно-ракетного комплекса «ASAT», перехватив спутник-мишень «Solwind». В ответ СССР объявил об отказе от своего моратория и продолжил модернизацию комплексов «ИС-М». Тогда были выполнены работы по увеличению диапазона их применения по высотам и наклонению перехватываемых целей, а также захвату маневрирующих космических объектов.
Однако с приходом Михаила Горбачева и началом «перестройки» эти работы прекратились. Явно под давлением США политическим руководством страны, было приняло решение вернуться к одностороннему мораторию на вывод противоспутниковых систем в космос. Никаких официальных документов на этот счет подписано не было. Просто нас попросили, мы согласились. В результате чего на тот момент фактически был уничтожен важнейший сегмент ВКО страны — противокосмическая оборона.
-За последующие годы, - рассказал «МК» один из источников, представитель военной науки, - были потеряны не только лучшие в мире системы космических вооружений, но и те специалисты, которые его создавали и обслуживали. При этом США свое развитие в области военного космоса никогда не останавливали. В 1999 году они начали разрабатывать орбитальный космический самолет Х-37. Изначально говорили, что его будет использовать НАСА для ремонта спутников на орбите. Но затем программу передали Пентагону и засекретили. Сегодня мы знаем, что Х-37 уже четырежды летал в космос, где провел 718 суток. Я уже не говорю о том, что США сегодня имеют кардинальное превосходство космической военной группировки перед нами. Если у нас сейчас два-три десятка военных спутников, причем старых — современных почти нет, то у них речь идет о сотнях космических аппаратах разведки, целеуказания, наведения, связи... Причем разведки — что важно — в разных диапазонах. У нас лишь один спутник радиотехнической разведки не зависящий от погоды, который видит с хорошим разрешением на земле. У Штатов таких — десятки. А в угрожаемый период, или в случае начала военных действий, у нас будет стоять задача всю эту космическую инфраструктуру если не уничтожить, то, по крайней мере, временно вывести из строя. Именно поэтому сейчас принято решение вплотную заняться подготовкой специалистов ПКО. В свое время американский военно-морской исследователь адмирал Мэхэн писал: «Кто владеет морем — тот владеет миром». Сегодня миром будет владеть тот, кто владеет космосом. Для нас, военных это означает: кто сможет обеспечить военное преимущество в космическом пространстве, тот сможет добиться победы на Земле.
О планах США по милитаризации космоса говорит и недавнее решение президента Дональда Трампа создать в Пентагоне космическое командование. Россия вынуждена принимать ответные меры. Ожидается, что восстановленная структура противокосмической обороны станет важным компонентом системы воздушно-космической обороны и войдет в состав Воздушно-космических сил.
Как стало известно «МК», в связи с планами восстановления командования противокосмической обороны (ПКО), намечается возобновить подготовку специалистов для войск ПКО. В частности, таких специалистов может готовить Военная академия Воздушно-космической обороны имени Г.К.Жукова в Твери.