Готовые иконы показали в мастерской художника Михаила Леонтьева. Это образ святого пророка Илии - небесного покровителя Воздушно-космических сил и Воздушно-десантных войск, а также святого апостола Андрея Первозванного – небесного покровителя российского Военно-морского флота. Как известно, не случайно флаг ВМФ иначе еще называют Андреевским.
Размер икон – не велик, Примерно полметра на полметра. Через какое-то время их поместят в киоты-складни, а когда храм будет готов - разместят в нем. Иконы накануне памятных дат освятят в Храме Благовещения Пресвятой Богородицы и Морском Никольском Соборе.
Будут в храме также иконы святого благоверного князя Александра Невского – небесного покровителя Сухопутных войск и великомученицы Варвары – покровительницы Ракетных войск стратегического назначения. Пока эти образы находятся в карандашных набросках художника.
Михаил Леонтьев – уже не молод, с благородной сединой на висках.
- Много времени уходит на написание икон, - спрашиваю я его.
- Не знаю. Когда работаешь с ними, то ты как будто соприкасаешься с вечностью. И я забываю, сколько может длиться работа. Это может быть месяц, а может быть и всего лишь несколько дней.
- В технике рисования икон что-то поменялось?
- Что касается технологии, то она здесь не важна. Здесь важна работа над образом. То есть нужно наиболее точно найти правильно узнаваемое изображение. Чтобы военнослужащие - солдаты или офицеры - смогли обратиться к своему покровителю и помолиться. Краски уже на протяжении нескольких тысяч лет создаются практически одинаково. У них одна основа – яичная эмульсия. Часто используется сусальное золото, которое наносится на иконы тонкими пластинами и получается золотистый фон, как символ света.
Техника нанесения красок – темперная. Это самая обыкновенная техника, которая укоренилась и ведет за собой иконописцев еще с давних времен. Иконы, с которыми я работаю, классические, и тут, в принципе, ничего не должно поменяться. Вся особенность иконы в том, что она и проста, и сложна одновременно. Икона - это не технология, а образ, - поделился своими мыслями художник.
Перед тем, как начать писать икону обязательно молится, рассказал он. И еще о том, что он церковный человек, и икона сама по себе – часть литургии, часть процесса богослужения.
- Считаю, что иконописец должен быть церковным человеком и должен знать всех святых, все праздники, быть неотъемлемой частью богослужения, - убежден Михаил.
На вопрос о вдохновении, сказал, что появляется оно, когда обращается с молитвой к первообразу, чтобы наиболее точно передать изображение.
- Мастерству иконописи учат?
- Не то, чтобы я учился. Просто сел и начал писать, лет так 28 назад. У меня классическое образование. Я окончил художественную школу, потом художественное училище и затем художественный факультета ВГИКа.
- Есть ли разница между иконой в обычном храме и в храме военном?
- Вот об этом я не думал… Наверное, какая-то разница есть. Она, скорее, в моем личном внутреннем ощущении. Не то, чтобы икона какая-то другая должна быть. Иконы такие же, как и в других храмах. Но в моем ощущении они, конечно, отличаются, потому что это военный храм. Я сам служил в армии и понимаю это, и чувствую.