Нельзя сказать, что президенты давно не виделись друг с другом. Краткие встречи состоялись на полях международных форумов, кроме того, Владимир Путин 30 июня прилетал на закрытие Европейских игр в Минск. Однако никаких публичных заявлений по итогам этого неформального общения сделано не было. А сами лидеры кивали на Санкт-Петербург: мол, сядем там на Форуме регионов и как следует обсудим и интеграцию, и другие вопросы, которые, напомним, копятся аж с прошлого года, когда Россия впервые жестко потребовала от Минска выполнения Союзного договора. Батька анонсировал также совместную поездку на Валаам: «Поедем молиться — это никогда не лишнее».
Подготовкой российско-белорусских переговоров на высшем уровне занималась не только рабочая группа по интеграции, но и лично премьеры. Причем оба клятвенно заверяли, что по большинству пунктов повестки достигнуто практически полное взаимопонимание.
«Переговоры прошли очень хорошо, - радовался после июньского визита в Минск Дмитрий Медведев. - Мы слышим аргументы друг друга. И абсолютно искренне скажу, что мы наконец-то по интеграционной тематике говорим на одном языке». По оценке его коллеги Сергея Румаса, подходы России и Белоруссии к интеграции сходятся на 70%. Министр экономики РФ Максим Орешкин давал еще более оптимистную оценку — 90%.
Однако на днях Александр Лукашенко дал понять, что эти радужные заявления весьма далеки от реальности. Результатом работы, по его словам, пока являются «одни обещания». А Дмитрий Медведев чуть ли не лично тормозит все процессы.
«Правительство России обещает дать, в том числе премьер Медведев, все команды, распоряжения, чтобы в комплексе решать вопросы. Но определена такая тактика ведения переговоров: пообещали - забыли, второй раз пообещали - забыли", - пожаловался батька секретарю Союзного государства Григорию Рапоте, добавив, что если так пойдет и дальше, то президентам в Питере обсуждать будет нечего. «Мы должны буквально за несколько дней выйти на какие-то итоги. Просто встретиться и посидеть друг перед другом, ни о чем не говоря - это время уже ушло», - подчеркнул Лукашенко.
Однако источники «МК» утверждают, что батька лукавит: его «нелюбовь» к Дмитрию Медведеву известна давно. И она взаимна. Тем не менее все, что требовалось в рамках подготовки «дорожных карт» интеграции российская сторона выполнила. Другое дело, что самого Лукашенко ее предложения не устроили: и вот теперь, публично угрожая срывом переговоров с Путиным, он фактически пытается добиться определенных уступок.
Прежде всего белорусский президент настаивает на том, чтобы стратегические вопросы углубления интеграции решались параллельно с текущими. Их уже накопилось столько, что не хватит пальцев обеих рук. Тут и сохраняющийся запрет на ввоз продукции 80 белорусских сельхозпредприятий в РФ, и отсутствие компенсации за налоговый маневр (по словам посла в Москве Владимира Семашко, Беларусь уже потеряла $3,6 млрд и может потерять еще порядка $10 млрд ), и замораживание кооперации, и невыдача обещанного кредита, и, наконец, самое больное и обидное — отсутствие переговоров по цене на газ, которая, как считает батька, в Союзном государстве должна быть одинаковой для российских и белорусских потребителей. "Если мы так друг с другом сегодня строим отношения, слушайте, о какой общей валюте и вхождении или объединении государств можно говорить... Надо расчистить. Этого просто быть не должно!» - заявил Лукашенко на встрече Рапотой.
Переговоры по газовому контракту (нынешний истекает в 2019 году), действительно, должны были начаться уже давно и закончиться 1 июля подписанием нового соглашения. (Такие сроки прописаны в межправительствернном протоколе 2017 года) Однако Москва, по всей видимости, решила действовать по формуле Ильфа и Петрова: утром деньги (т.е согласование всех «дорожных карт» по углублению интеграции), вечером стулья (решение текущих вопросов, включая газ и кредит) Можно, как говорится, и наоборот, но деньги — вперед! Вице-премьер Дмитрий Козак честно заявил, что к обсуждению цены на газ для Белоруссии еще даже не приступали. Понимание, по его словам, появится после завершения диалога об углублении интеграционных процессов.
Понимая, что переговоры с Владимиром Путиным в Питере, скорее всего, легкими не будут, Лукашенко уже подключил традиционные методы воздействия на Кремль, намекая, что в случае чего Минск найдет себе новых друзей и партнеров. В поздравительной телеграмме Трампу по случаю Дня независимости батька неожиданно заявил, что поддержание дружеских отношений с Вашингтоном является одним из приоритетов Беларуси. (Это при итом, что США до сих пор не отменили санкции, введенные в 2004 году). Еще одним показным демаршем стало решение занять $600 млн, которые обещала выделить РФ, у китайского Банка развития.
Возможно, прийти к согласию Путину и Лукашенко поможет совместная молитва на Валааме и общение с мудрыми старцами. Впрочем, прогноз погоды пока неблагоприятный — обещают циклон, сильный ветер и дождь. В таких условиях служба безопасности может рекомендовать президентам отказаться от намеченных планов.