К «пятиминутке ненависти» грузинского телесквернослова стоит прежде всего относиться как к циничному, но очень хорошо продуманному политическому ходу, имеющему к Путину и России лишь опосредованное отношение. Суть происходящего сводится к новому раунду борьбы за верховную власть в Тбилиси. Группа соратников Михаила Саакашвили нащупала слабое место в «политической броне» нынешнего теневого лидера Грузии, олигарха Бидзины Иванишвили, сумела пробить эту броню и теперь старательно расширяет брешь, используя проклятья в адрес Москвы и Путина как рычаг и лом.
«Дайте мне точку опоры, и я переверну землю!» - говорил некогда знаменитый древнегреческий математик Архимед. Залог успеха удачной политической комбинации в современном мире тоже состоит в нахождении «точки опоры». Однопартийцы Михаила Саакашвили, к глубокому сожалению, такую «точку опоры» сейчас нашли. Формально не занимающий сейчас никаких высоких государственных постов, но реально управляющий Грузией с 2012 года миллиардер Бидзина Иванишвили за время своего пребывания достиг немалых успехов в сфере восстановления разрушенных экономических взаимоотношений с Россией. Но политические позиции Москвы и Тбилиси за это время не сблизились ни на йоту. Это создало опасный дисбаланс. Представьте себе человека, одна нога которого — здоровая и мускулистая, а вторая — тонка и хрупка, точно тростинка. Именно такого человека к началу лету 2019 года и напоминали российско-грузинские отношения.
Уязвим ли подобный «человек»? Очень уязвим. Но он вполне мог бы выстоять и не потянуть за собой за всю нынешнюю грузинскую управленческую конструкцию, если бы команда Иванишвили не нарушила сразу два основополагающих закона политической борьбы. Первый нарушенный незадачливыми грузинскими политическими лидерами закон звучит так: не подставляться! Российский депутат Сергей Гаврилов не прорывался с боем в кресло спикера грузинского парламента. Его туда усадили радушные хозяева - люди, которые вполне могли бы заранее просчитать, что, действуя подобным образом, они создают своим оппонентам все условия для мощного политического удара.
Но даже после атаки разъяренной толпы на парламент в Тбилиси обвала вертикали власти еще можно было бы избежать. Для этого всего-то надо было вспоминать об втором основополагающем политическом законе - держать удар. Вместо этого нынешние грузинские лидеры начали суетиться, вертеться как флюгеры и пытаться утечь в кусты. Команда Саакашвили почувствовала, что она ударила по больному месту своих врагов. Что в этом случае делают почувствовавшие «запах крови» закаленные политические бойцы? Правильно, бьют по этому больному месту еще раз — с удвоенной силой! С помощью телевизионного сквернослова Габунии соратники Саакашвили сумели добиться желаемого эффекта.
И то, что насмерть напуганные официальные лидеры Грузии приложили максимум усилий, чтобы снова не подставляться — с готовностью нарядились в тоги русофобов и фактически переняли политическую программу своих оппонентов - им не помогло. Команда Саакашвили поймала кураж. Она больше не ждет, что ее враги снова совершат ошибку и дадут ей повод для атаки. Она изобретает повод для атаки сама — изобретает, а потом наносит удар. С точки зрения национальных интересов Грузии то, что натворил ручной канал соратников Саакашвили «Рустави 2» - это, конечно, полное сумасшествие. Фактически речь идет о натравливании Грузии на Россию и России на Грузии. Но о национальных интересах страны в стане соратников Саакашвили не думают. Здесь думают о повторном захвате власти и применяют для этого любые, даже самые циничные методы - применяют, надо признать, вполне успешно.
Премьер и президент Грузии выступили со словами осуждения поступка ведущего канала «Рустави 2». Но вот есть ли толк от их выступлений? Два официальных первых человека в стране выглядит как слабаки, потерявшие контроль над политическими процессами в Грузии, как уговаривающий кота («а Васька слушает, да ест») повар из бессмертной басни Крылова. Команда Иванишвили понимает, что ей расставлена ловушка, что по замыслу оппонентов она должна выглядеть либо как сборище испуганных чиновников, у которых «кишка тонка», либо как «пособник российских оккупантов»- понимает, но ничего не может сделать.
Что может и должна сделать в такой ситуации России? Я не буду советовать Путину «забыть, забить и не обращать внимание». Часть из того, что сказал «журналист» по фамилии Габуния забыть невозможно. Простить — тоже. Но политика — это жестокая игра. Игра, в которой очень важно не выкатываться на курс, к которому тебя старательно подталкивает твой злейший враг. Для России и Путина в этой ситуации очень важно сохранить свое достоинство и не опускаться до уровня канализационных стоков, в которых так комфортно себя чувствуют некоторые грузинские «телезвезды». Надо дать Грузии возможность самой разобраться с тем, что является прежде всего внутренней грузинской проблемой.
Грузия всегда гордилась своей высокой культурой, своими традициями, своей цивилизацией. Пусть грузинское общество само определит, насколько то, что произошло в эфире «Рустави 2», соответствует этим высоким заявленным стандартам. С интересом жду этого вердикта — вердикта, который точно определит моральный климат в стране и самым прямым образом повлияет на будущее Грузии. Ну а России, еще раз повторяю, не надо быть предсказуемой. В Думе опять предлагают запретить ввоз в наше государство грузинской минералки и грузинского вина. Понимаю логику депутатов. Но выглядит это все как-то откровенно мелковато. Так мы Саакашвили точно не переиграем.
Читайте также: Захарова двумя словами ответила оскорбившему Путина грузинскому телеведущему