Эксперты раскрыли особенности ядерной установки подлодки погибших подводников

Нормально заглушенный реактор опасности не представляет

Президент России Владимир Путин в четверг, 4 июля, сообщил о том, что глубоководная подлодка, на борту которой 1 июля в результате пожара погибли 14 военно-морских офицеров, оснащена ядерной энергетической установкой. Сообщалось, что военные моряки ценой своей жизни потушили пожар, спасли подлодку и реактор. «МК» расспросил экспертов, как системы защиты предусмотрены для ядерных энергоустановок субмарин.

Нормально заглушенный реактор опасности не представляет

Как доложил президенту страны министр обороны Сергей Шойгу, «действиями экипажа выполнены все необходимые мероприятия по защите установки, она полностью в работоспособном состоянии».

Какие системы защиты подводных реакторов существуют? Вот что сказал, отвечая на этот вопрос известный военный эксперт, главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский: «Никакой аварии ядерной энергоустановки не было. В том случае, если бы лодку не удалось спасти и она бы затонула, то ее бы потом просто подняли без последствий для ядерной безопасности окружающего пространства. И это не голословное утверждение. Есть такой опыт с атомной подлодкой «Курск», которая, как известно, затонула в результате аварии. Но это также не привело к аварии ее ядерной энергоустановки».

В свою очередь, военный эксперт Олег Желтоножко считает, что «все неприятности с ядерными установками в немалой степени зависели от конструкции самой установки».

«Авария чернобыльского реактора была логичным следствием именно той концепции реактора, которая была заложена при его проектировании. Это прежде всего отсутствие прочного корпуса, - сказал эксперт. - То, что сейчас считается непременным атрибутом современной ядерной установки – это наличие герметичного купола, внутри которого все неприятности, не выходя наружу, и могут произойти».

По его словам, «точно так же сегодня в проектировании каждого реактора считается необходимым наличие некоей полости, в которую, при любых «ЧП» должна «стекать» расплавленная активная зона, опять-таки без выхода наружу».

«Кроме того, - отметил Олег Желтоножко, - все морские реакторы изначально задумываются в капсульном виде. То есть это полностью герметичные конструкции».

Он отметил, что сам реактор на атомной субмарине обладает достаточной прочностью.

«Требования норм прочности к транспортному реактору, в отличие от стационарного, изначально закладываются повышенные. Все герметично. Это обеспечивает эффективную защиту от утечек при любой ситуации. Та же история с «Курском» доказала, что при аварии нормально заглушенный реактор никакой опасности не представляет. После той трагедии, было несколько экспедиций к затонувшей лодке, которые искали возможные ядерные утечки, но ничего не нашли. И было доказано, что конструктивно вся защита сработала и никакой опасности этот реактор не представляет».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру