Уникальная встреча Патрушева и Болтона в Израиле породила слухи

Что российская сторона обсуждала с американцами

24–25 июня в Иерусалиме прошло событие, подобного которому еще не бывало: серия встреч секретаря Совета безопасности Российской Федерации Николая Патрушева с советником президента США по национальной безопасности Джоном Болтоном, которые (за исключением одной) прошли при участии главы Совета национальной безопасности Израиля Меира Бен-Шаббата. Дело не только в том, что подобного форума никогда не было конкретно в Израиле, хотя и это, конечно, правда; главное в том, что таких тройственных встреч на высшем уровне в сфере безопасности Николай Патрушев и Джон Болтон не проводили вообще.

Что российская сторона обсуждала с американцами
Фото: пресс-служба премьер-министра Израиля

С тех пор как 9 апреля 2018 года Джон Болтон стал третьим за полтора года (после досрочно ушедших в отставку Майкла Флинна и Герберта Макмастера) советником Дональда Трампа по национальной безопасности, сообщалось о двух его встречах с российским коллегой. С Н.П.Патрушевым, занимающим свой пост с 12 мая 2008 года, Болтон встречался 23 августа 2018 года в Женеве, а затем 22 октября — в Москве. 19 декабря 2018 года помощник секретаря Совета безопасности России А.Н.Венедиктов сказал в интервью РИА «Новости»: «На сегодняшний день между Патрушевым и Болтоном налажен достаточно динамичный обмен мнениями. Личные встречи дополняются оперативными контактами». Это очень важно, учитывая, что переговоры, прошедшие в Хельсинки 16 июля 2018 года, до сих пор остаются, к сожалению, единственной полноформатной встречей на высшем уровне между президентами России и США за все полтора года пребывания Дональда Трампа в должности. После этой встречи Д.Трамп подвергся разнузданной критике в Конгрессе и больше со своим российским коллегой не встречался, хотя их диалог, как никакой другой, таит в себе огромные возможности для укрепления мира и стабильности на планете.

Беседуя с израильскими журналистами по возвращении из Москвы после очередных переговоров в Кремле, Биньямин Нетаньяху подчеркнул, что его отношения и частые встречи с Владимиром Путиным представляют собой «важное достояние Израиля, повышающее нашу безопасность и позволяющее нам и России координировать свои действия в сложных международных условиях». Так оно, безусловно, и есть, и очень жаль, что такие же слова не может повторить президент Дональд Трамп, в Москве за два с половиной года своего правления ни разу не побывавший. В условиях такого вакуума содержательных контактов на самом высшем уровне переговоры советников по национальной безопасности особенно важны.

В Иерусалиме, к счастью, нет Конгресса, ошибочно считающего, будто параметры международной безопасности могут быть выработаны без участия России, напротив — активно действует Ассоциация дружбы Израиль — Россия, во главе которой стоит известный врач-офтальмолог Зеэв Ицхар. Глава правительства Израиля раз за разом демонстрирует уважение к самой крупной стране на планете, ее руководству, истории и ее народу. Еще в феврале в нашей беседе руководитель Центра изучения Израиля и диаспоры Юрий Гиверц говорил о «феноменально эффективной внешней политике Нетаньяху (совсем не только во взаимоотношениях с Россией)», и иерусалимский саммит стал этой политики в полном смысле слова триумфом. В ходе встречи один на один с Н.П.Патрушевым израильский премьер выразил надежду на приезд в Иерусалим президента России Владимира Путина на мероприятия по случаю 75-летия освобождения воинами Красной Армии узников нацистского концлагеря Освенцим, которое будет отмечаться в январе 2020 года. Нетаньяху также выразил надежду, что Путин будет присутствовать на открытии монумента в память о подвиге жителей блокадного Ленинграда — очень жаль, что нигде, кроме как в России и Израиле, такие монументы не создаются. «Без победы Красной Армии над нацистской Германией неизвестно, смогли бы мы создать Государство Израиль, — прямо и без обиняков сказал Нетаньяху, приветствуя Патрушева. Израильский премьер добавил: — Сотрудничество в сфере безопасности между Россией и Израилем уже значительным образом способствовало укреплению безопасности и стабильности в нашем регионе и в корне изменило ситуацию здесь. Я надеюсь, что трехсторонний диалог поможет еще больше укрепить стабильность и безопасность в регионе».

На протяжении большей части «холодной войны», с 1967-го и до конца 1980-х годов, Израиль воспринимался как ближайший союзник США. Отнюдь не очевидно, что это восприятие было справедливым, о чем я писал в своем двухтомнике «Ближайшие союзники? Подлинная история американо-израильских отношений», выпущенном московским Институтом Ближнего Востока, но факт остается фактом: Советский Союз и США в ближневосточных конфликтах находились по разные стороны баррикад, и Израиль воспринимался сугубо американским «клиентом». О чем говорить, если на протяжении 24 лет, с 1967 по 1991 годы, Советский Союз даже формальные дипломатические отношения с Израилем не поддерживал! Когда по согласованию между Первым главным управлением КГБ СССР и «Моссадом» в Израиле в 1970-е годы неоднократно бывали Е.М.Примаков и Ю.В.Котов, то о переговорах, которые они вели (а встречались они с самыми высшими должностными лицами еврейского государства, включая глав правительства), в открытой печати не публиковалось никакой информации. Сейчас ситуация контрастно другая: тот же Н.П.Патрушев неоднократно бывал в Израиле, последний раз — во главе делегации, прибывшей 1 февраля 2018 года, его также всегда принимают в Израиле на самом высоком уровне, но об этом сообщается и по телевидению, и по радио, и в газетах.

Это первый очень важный урок, на который необходимо обратить внимание: что бы ни говорили о том, что Россия, дескать, возвращается на Ближний Восток, как это было во времена Советского Союза, на самом деле ситуация совершенно иная: Россия действительно возвращается, но как разумная, прагматичная страна, которая заинтересована выстраивать конструктивные, добрососедские, взаимовыгодные отношения со всеми международно признанными государствами региона; я подчеркиваю, со всеми! Израильская внешняя политика в период правления Биньямина Нетаньяху — ровно такая же, кстати, и именно это объясняет беспрецедентный успех двустороннего сотрудничества. Израиль не входит ни в какие антироссийские или антиамериканские блоки, не участвует ни в каких санкционных конфликтах, не высылает дипломатов, поддерживая при этом безвизовый режим как с Великобританией и странами шенгенской зоны, так и с Россией и Беларусью.

И это самая правильная политика! Пять лет назад Парламентская ассамблея Совета Европы ограничила право голоса российской делегации, вследствие чего последняя прекратила участвовать в ее работе. Ну и чего этим добились европейцы? Как и в чем изменилась российская политика, вследствие чего 25 июня 118 голосами против 62 при 10 воздержавшихся было принято решение антироссийские санкции в ПАСЕ отменить? Ответ очевиден: не изменилась никак и ни в чем, но совершенно ясной стала бесперспективность санкционного давления, вследствие чего резолюцию в полном составе поддержали представители не только Сербии, Турции и Азербайджана (что было вполне ожидаемо), но и Франции, Испании, Италии, Норвегии, Австрии, Словакии, Португалии… Хорошо, когда ошибки, хоть и с пятилетним опозданием, исправляются, но еще лучше их не совершать вообще.

Как нынешнюю Россию, так и Израиль под руководством Б.Нетаньяху отличает настрой не на конфронтацию, а на диалог, не на санкции, а на конструктивное сотрудничество, прежде всего во имя обеспечения хоть какого-то уровня безопасности. Говоря начистоту, безопасность сейчас гражданам не обеспечивается нигде: куда сложнее найти на карте мира страну, где кровопролитных терактов не было, чем те, где они были, причем, к несчастью, не раз и не два. И все-таки от братоубийственных войн, подобных Крымской, Первой и Второй мировой, сегодняшнее цивилизованное человечество, к счастью, очень далеко — и к этому трагическому наследию ни в коем случае нельзя стать ближе. В этом едины и руководители России, и США, и Израиля.

Россия находится на Ближнем Востоке в очень сложной ситуации: две страны, с которой она поддерживает высокую степень доверительного сотрудничества — Иран и Израиль, — фактически находятся в состоянии войны между собой. С одной стороны, в российских СМИ регулярно сообщается о тех или иных бомбардировках территории Сирии израильской боевой авиацией, но давайте не будем забывать, что бомбят израильские самолеты на территории Сирии почти исключительно инфраструктуру, созданную Ираном и его в значительной мере марионеточными незаконными вооруженными формированиями, базирующимися преимущественно на территории Ливана — силами «Хезболлы». Израиль очень беспокоят и иранские попытки наладить в Ливане производство высокоточных ракет, и оснащение уже имеющихся у «Хезболлы» ракет системами точного наведения. Б.Нетаньяху раз за разом подчеркивает, что Израиль не допустит присутствия иранских военных на своих северных границах и появления у Ирана ядерного оружия. С другой стороны, в тех же СМИ сообщается о ракетных и минометных обстрелах, которым Израиль подвергается из сектора Газа, а в отдельных случаях — и с территории Ливана, но важно помнить, что и ХАМАС, и особенно «Хезболла» — боевые организации, ведущие войну против Израиля в значительной мере при иранской поддержке и на иранские деньги. Россия не по своей воле оказалась в крайне сложной внешнеполитической ситуации, из которой выходит, я бы сказал, с филигранным мастерством: саммит руководителей Советов безопасности России и США проходит мало того, что в Израиле, так еще и в Иерусалиме, столичный статус которого до сих пор, к сожалению, не признан большинством государств мира — а из Тегерана не прозвучало ни одного антироссийского заявления. Всегда бы так.

На переговорах в Иерусалиме обсуждались многие вопросы, но, главным образом, будущее Сирии: поскольку ни переговоры в Женеве, ни Астанинский процесс не привели к выработке взаимоприемлемых параметров урегулирования, «центр тяжести» перемещается на другую площадку. Российские представители заинтересованы в выводе из Сирии, в особенности из районов к востоку от реки Евфрат, американских войск — и это соответствует декларированному желанию Д.Трампа вывести из этой страны весь американский контингент (который туда, вообще говоря, никто и никогда не приглашал). Кроме того, необходимо установить контроль над районом Идлиба на северо-западе Сирии, который все еще является оплотом якобы «умеренных» оппозиционеров — а по сути суннитских джихадистов запрещенной в России «Аль-Каиды». Для всех очевидно, что при поддержке российской армии режим Башара Асада устоял, что судьбу Саддама Хусейна и Муамара Каддафи сирийскому президенту повторить, по крайней мере на нынешнем историческом этапе, не придется. Российские представители призывают американцев признать эту реальность, во-первых, и поддержать готовность своих союзников, Саудовской Аравии, участвовать в восстановлении разрушенных гражданской войной сирийского хозяйства и инфраструктуры, во-вторых. Со своей стороны, российские представители готовы гарантировать, что никакие иранские формирования не будут находиться на расстоянии как минимум ста километров от границ Израиля, имея в виду Голанские высоты, пусть даже Россия и не признает официально факт их аннексии Израилем. Эти предложения не являются идеальными, но, учитывая сирийские реалии, это, пожалуй, лучшее, на что можно реально рассчитывать. Тот факт, что сирийская проблематика обсуждается наиболее высокопоставленными представителями в сфере международной безопасности двух сверхдержав в контексте беспокойств Израиля, причем обсуждается, повторим, в Иерусалиме, является ярчайшим примером того, какой большой путь пройден со времен «холодной войны».

Пожелаем же сами себе — и всему миру — никогда не вернуться в те времена. Нам нужны не санкции, не «сдерживание», не абсурдные разговоры о военной угрозе, которую Россия якобы представляет для, например, Великобритании (подобными прозрениями британских политиков, увы, можно заполнить не один лист бумаги), а конструктивное международное сотрудничество, и маленький Израиль здесь вполне показывает пример: когда вы протягиваете России руку с уважением и со стремлением к конструктивному сотрудничеству, эта рука никогда не окажется повисшей в воздухе. Израиль показывает, что когда вы не боритесь с ветряными мельницами, а настойчиво и без лишних слов отстаиваете свои подлинные интересы, в России относятся к этому с пониманием и уважением. Я думаю, это самое главное, что следует осознать руководителям внешнеполитических ведомств всех стран, считающих себя цивилизованными.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28007 от 27 июня 2019

Заголовок в газете: О чем говорили Патрушев и Болтон

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру