В России исторически, как известно, две беды, и как минимум одна из них не потеряла своей актуальности. Владимир Путин на заседании Госсовета был вынужден признать, что дороги в стране по-прежнему плохие. В регионах доля автомобильных трасс, которые полностью соответствуют нормативным требованиям, не дотягивает до 50%. А некоторые по-прежнему лишены даже асфальтового покрытия.
"Для достижения системных перемен в дорожном хозяйстве каждому региону необходимо разработать и принять не декларативную, а реалистичную программу, рассчитанную как минимум до 2024 года", - заявил президент. Губернаторам, по его словам, нужно не бояться частно-государственного партнерства и активнее внедрять контракты жизненного цикла, в рамках которых должно осуществляться проектирование, строительство и дальнейшее содержание дорог. Главы регионов насуплено молчали: в бюджетах денег на дороги катастрофически не хватает. А инвесторы строить трассы в обход условного Урюпинска в очередь не выстраиваются. Да и в крупных городах проекты ЧГП можно по пальцам пересчитать.
- Они продолжают отправлять средства дорожных фондов на другие мероприятия, - заложил губернаторов глава Минтранса Евгений Дитрих. В год, по его оценкам, это примерно 10 млрд руб, в горизонте до 2024 года - 60 млрд. руб. Происходит это не от хорошей жизни, но повышенных обязательств в связи с началом реализации дорожного нацпроекта с регионов никто снимал. К 2024 году они должны привести в порядок 45 тыс. км региональных трасс и совместно с муниципалитетами 30 тыс. км городских улиц.
"Движение от Выборга до Севастополя будет обеспечено по скоростным дорогам с разделительными полосами", - похоже, сам себе не веря, пообещал министр. И для пущей убедительности добавил, что уже сейчас в стране идет асфальтирование дорог суммарной площадью аж 18 тыс. футбольных полей.
Владимир Путин, видимо, благодаря дружбе с бизнесменами, непосредственно занимающимися дорожным строительством (например, с братьями Ротенбергами), проявил большую осведомленность о проблемах отрасли. Цены на торгах, по его словам, часто оказываются заведомо заниженными, поэтому компании вынуждены отказываться от подрядов или выкручиваться в ущерб срокам и качеству. А административные барьеры не позволяют строителям применять инновационные решения и современные технологии. "При этом очень много контролеров, суеты, бумажной волокиты, претензий надзорных органов, которые часто противоречат друг другу", - перечислил президент, призвав чиновников также решить проблему с авансами. "Сейчас "живые деньги" заменяют казначейскими аккредитивами, что крайне осложняет своевременную поставку оборудования и материалов", - посетовал он.
В плане безопасности главу государства больше всего беспокоит плохая освещенность («С этим у нас, прямо скажем, беда! За пределами агломераций практически на всех дорогах - кромешная темень»), нелегальные перевозки, которые "часто приводят к авариям" и неправильно установленные камеры видеослежения. Путин подчеркнул, что хотел бы, чтобы его услышали "за периметром Кремля": цель установки камер - снижение аварийности и травматизма на дорогах, а не сбор денег. "Не нужно их специально прятать и скрывать от людей, целенаправленно подводя водителей под штраф! Прошу навести здесь порядок!", - заявил президент.
Единственным оптимистом на Госсовете внезапно оказался глава МВД Владимир Колокольцев, пообещавший, несмотря на многочисленные проблемы, к 2030 году снизить смертность в ДТП до нулевого уровня. Правда, что именно позволит добиться такого сногсшибательного результата, глава ведомства не пояснил (например, на шикарных дорогах Норвегии показатель смертности составляет 2,7 на 100 тыс. жителей, а в дисциплинированной Германии 4), отметив важность совершенствования нормативной базы и прицельной работы с водителями.
МВД, по словам министра, рассчитывает получить доступ к базе Минздрава, содержащей сведения о гражданах, которые имеют медицинские противопоказания для управления транспортным средством. А водителей, задержанных за езду в пьяном виде, предлагается лишать не только прав, но и самого автомобиля. Машина в данном случае является таким же источником повышенной опасности, как огнестрельное оружие, уверен Колокольцев.
МЕЖДУ ТЕМЕ
Губернатор Московской области Андрей ВОРОБЬЕВ сообщил, что в регионе значительно снизилась смертность в результате ДТП.
«В рамках Указа президента за последние 5 лет мы практически на 43% снизили смертность в результате ДТП, в этом году по сравнению с прошлым идем темпом минус 10%. Важнейшая задача — исключить опасные участки на дорогах, разделить полосы, сделать освещение, надземные и подземные переходы — все, о чем говорил сегодня президент», — сказал Воробьев.