Но Зеленский уже отбыл первые тридцать дней в новом качестве, вектор его поведения а-ля Порошенко в целом определен. Никакого мира с Донецком и Луганском. Отказ от прямого диалога с представителями «ЛДНР». Публичное оскорбление их «главарями бандформирований». В нашем интервью Денис Пушилин ответил Зеленскому на вызов.
«Военного обострения не ждали»
— Единственное, о чем Зеленский, возможно, готов говорить с вами, как он сам заявил, это возвращение домой украинских пленных, обмен в формате «всех на всех», то есть то, что он клятвенно обещал в своей предвыборной программе избирателям, его своеобразная идея-фикс. Возможен ли такой диалог? Когда и где?
— Не просто возможен — нужен. Сколько удерживаемых Украиной лиц ждут обмена! Не было ни одного заседания в Минске, чтобы члены нашей Контактной группы не поднимали этот важнейший вопрос. В комплексе прочих мер он так и звучит — обмен «всех на всех». Поэтому не понимаю, при чем тут идея-фикс, ничего изображать или изобретать не нужно — бери и делай. Мы же давно готовы и на текущих заседаниях активно поднимаем эту тему, сейчас идет проработка механизма обмена.
— Какова вероятность появления нового «Минска» с новыми фигурантами? Или, может быть, планируется перейти к какому-либо иному формату переговоров?
— Новый формат не предвидится. Какой смысл, если даже самый первый пункт Минских соглашений не выполнен — не прекращен огонь? Конструктивно можно разговаривать с договороспособным оппонентом. А создать еще один формат, в рамках которого также не будет подвижек, зачем? Пока мы видим, как под копирку, Зеленский продолжает риторику Порошенко — антироссийскую, антидонбасскую.
Новые, как вы выразились, фигуранты — совсем не новые. Весь состав Контактной группы со стороны Украины прежний, кроме Валерии Лутковской, экс-уполномоченного Верховной рады.
Что мы только не предлагали в течение десятков встреч в Минске — в том числе и очень взаимовыгодные вещи, например, тот же обмен «всех на всех». В ответ — забалтывание. Мы им про Фому, они нам про Ерему.
Дело ведь не в людях, а в полномочиях и воле тех, кто ими наделяет. Леонид Кучма далеко не новичок в переговорном процессе. Но и его участие не выливается в результат. На прошлой встрече договорились об отводе тяжелого вооружения в поселке Станица Луганская.
При Порошенко эту договоренность срывали десятки раз! При нем мы 80 (!) раз уведомляли украинскую сторону о готовности, было 55 периода 7-дневной тишины (так положено по процедуре отвода), 33 из них зафиксировали отчеты СММ ОБСЕ. Что мы наблюдаем сейчас? То же самое — процесс отвода в Станице Луганской Украина снова сорвала. (На момент публикации интервью появились сообщения об отходе украинских военных от населенных пунктов ЛНР, но причиной в непризнанных республиках называют «плохое снабжение» украинцев - «МК»).
— Что происходит сейчас на линии разграничения? Со сменой власти в Киеве все стало гораздо хуже, чем было — у вас постоянно какие-то столкновения, раненые, убитые. Как будто бы Донбасс испытывают на терпение. Это было ожидаемо?
— Нет, военного обострения мы не ждали, все же люди надеялись на реализацию мирных предвыборных обещаний Зеленского. Он заявлял только об информационной войне против Донбасса, видимо, в его понимании это включает и язык артиллерии.
Сейчас украинские вооруженные формирования почти по всей линии соприкосновения осуществляют масштабные провокации с применением тяжелого вооружения. Населенные пункты Донецкой народной республики обстреливаются с применением минометов, противотанковых гранатометов, крупнокалиберных пулеметов и другого тяжелого вооружения, запрещенного Минскими соглашениями. В результате есть раненые мирные жители, разрушенные жилые дома, объекты гражданской инфраструктуры.
Таких обстрелов население республики не помнит с 2015 года. Зеленский как главнокомандующий, без сомнения, несет ответственность за эти преступные действия. Ситуация по военной напряженности превосходит последние годы президентства Порошенко.
— И каков прогноз на ближайшее будущее?
— Вообще прогноз ближайших событий и оценка того, что уже случилось, пессимистичный. Зеленский не выполняет обещаний не только по поводу прекращения войны в Донбассе. Его рейтинг падает и среди жителей Украины.
Эта страна стала несвободной при Порошенко, зависимость ее от Запада очевидна, политической самостоятельности как не было, так и нет. Мы вновь видим выпрашивание денег и продление санкций против России — это тупиковый путь как для Украины, так и для Европы.
— Вы готовы лично встретиться с Зеленским? Вам есть что сказать друг другу?
— Когда хотят мира, не усиливают обстрелы. Снаряды, прилетающие к нам, точно не воспринимаются людьми как голуби мира. Это еще одно наглядное подтверждение тому, что речи нового руководства Украины расходятся с поступками.
Без прямых переговоров участников конфликта ни один гражданский конфликт не решился. Но Зеленский отказывается проводить переговоры напрямую с представителями республик, он об этом публично заявил. Потому обсуждать тут нечего.
«Гражданством России воспользуюсь с удовольствием»
— В Ростовской области началась долгожданная выдача паспортов РФ жителям ДНР по указу Путина. А у вас самого уже есть гражданство РФ?
— Планирую получить. Я, как и мои земляки, имею полное право стать гражданином Российской Федерации, и с удовольствием этим правом воспользуюсь.
— Донецкие пенсионеры жалуются, что не могут оформить гражданство РФ, так как у них в большинстве своем не оформлены донецкие документы, из трех миллионов населения лишь у нескольких сот тысяч человек есть гражданство самопровозглашенных республик, а без этого нет возможности в ближайшем будущем стать россиянами. Как им быть?
— Да, на данный момент претендовать на гражданство Российской Федерации могут только те, кто имеют паспорт ДНР. Такое требование предусмотрено как одно из мер безопасности.
До недавнего времени все желающие могли свободно получить паспорт Донецкой народной республики, вначале тоже был ажиотаж, потом процесс вошел в нормальное рабочее русло.
Уверен, что и сейчас миграционная служба, паспортные столы справятся с поставленной задачей, для этого много делается — увеличивается штат, улучшается материально-техническая база, внедряется электронная очередь. И этот процесс нормализуется: все, кто хочет получить паспорт РФ и соответствует известным требованиям, без сомнения, его получат.
— Есть информация о выплатах примерно в 8–10 тыс. руб., которые чиновники требуют за перевод и нотариальное заверение документов с украинского. Как борются с коррупцией в этой сфере?
— На все сигналы граждан республиканские правоохранительные органы реагируют, проводится соответствующая работа. Генеральная прокуратура контролирует процесс.
— Вы пошли на разделение власти — сняли с себя полномочия председателя правительства. Не пожалели об этом?
— Нет, не пожалел, считаю такое разделение правильным. Я предпочитаю командную игру, командную работу. Нужно делегировать полномочия, иначе можно стать не двигателем, а стопором процессов, потому что когда все идет через одного человека, он волей-неволей станет их тормозить. Нам нужно же, наоборот, ускоряться. Экономика, социальная сфера требуют особых подходов, нестандартных решений и результативности.
— Через два месяца с небольшим будет год, как вы у власти после убийства Захарченко. Что не удалось сделать за это время?
— Хотелось бы несравненно больше достичь в развитии экономики республики. Но это как раз та область, где быстро вряд ли можно добиться существенных сдвигов. А если добавить наш известный «минус» — непризнанность, — то еще очевиднее, как это непросто. Тем не менее экономические связи с Россией расширяются, мы выходим на рынки других стран, только это, еще раз подчеркну, процесс не быстрый.
Вот что нам удалось поправить достаточно оперативно, так это регулирование нашего агропромышленного сектора. Еще в конце прошлого года мы в результате многочисленных встреч с аграриями пошли на изменения в налоговом законодательстве для сельского хозяйства. В результате появились стимулы для работы в этой сфере, у нас успешно прошла посевная кампания. Теперь бы погода не подвела! Нам очень важно держать социальные цены на хлеб, муку, яйца, мясо курицы, другие продукты первой необходимости. Поэтому так важен для нас хороший урожай на зерновые.
У нас отличные отношения с Луганской народной республикой, мы синхронно совершаем многие шаги и последовательно ведем к тому, чтобы наши законодательства в сфере экономики были схожи, тем самым давая бизнесу обеих республик взаимодействовать без барьеров, на равных условиях.
Также мы продвинулись на внешних рынках. Не могу раскрывать договоренности, чтобы в силу опять же нашего непризнанного статуса не подвести никого из партнеров, но, уверен, эта работа даст существенный результат для развития промышленности ДНР.
Во внутренней политике считаю важным выстраивание активного диалога, взаимодействия органов власти и общества. Для этого созданы площадки Молодежного парламента, Общественной палаты. Жизнь показала, что у нас очень много неравнодушных людей, патриотов, которые на общественных началах готовы вносить свой вклад в развитие республики, и для этого мы сформировали все условия.
«Самая большая проблема — низкий уровень жизни»
— Какие самые существенные проблемы ДНР?
— Самая большая проблема, кроме установления мира, конечно, — низкий уровень жизни людей. Еще недавно я бы добавил, что есть и усталость от неопределенности нашего положения. Но после указа Президента Российской Федерации Владимира Путина об упрощенном порядке получения гражданства РФ жители республики получили подтверждение, что их чаяния и надежды стать частью страны, которая для большинства населения является Большой Родиной, получили механизм реализации. Это настоящее счастье для всех.
Что касается уровня жизни, то мы над этим работаем. С 1 июля будет реализован первый этап повышения зарплат и пенсий, с начала следующего года — второй.
Минимальная пенсионная выплата вырастет на 25% — она составит 4000 рублей. Кроме того, будет произведен перерасчет выплат для пенсионеров с учетом их трудового участия. Ранее сверхнормативный трудовой стаж не учитывался при начислении пенсий, сейчас эта несправедливость устранена. Будет повышен и ряд социальных пособий. Предусмотрено со второго полугодия увеличение зарплат госслужащим — 20%, бюджетникам 35%.
Это очень значимые решения для наших людей. Теперь задача правительства не допустить роста цен, этого очень опасаются жители республик. Важно, чтобы повышение доходов люди почувствовали.
— Есть ли у жителей ДНР обида на Россию, что до сих пор нет признания республик?
— У нас уже даже дети, наверное, понимают, что такое геополитика. Она не где-то далеко, ее хитросплетения касаются каждого из нас. Можно сколько угодно на кого-то кивать, искать виноватых, но мы точно знаем, почему поднялись весной 2014 года, и эти пять лет происходящая вакханалия на Украине только доказала нашу правоту.
Да, нам тяжело, но наш друг, партнер — Россия — рядом во всех смыслах. Ее политическая, гуманитарная помощь бесценна. А остальное, мы понимаем, по мере возможности.
— Что вы собираетесь предпринять, чтобы не допустить отток молодежи при получении паспорта ДНР в Россию?
— Молодежь у нас патриотичная, но материальной заинтересованности никто не отменял. Да, при сравнении с российскими зарплатами мы проигрываем, но у нас беспрецедентные социальные лифты. Мы сознательно, системно подтягиваем молодежь к госуправлению, через тот же Молодежный парламент, о котором упомянул. Многие приезжающие к нам гости отмечают, что атмосфера наших ведомств похожа по движению, энергии на молодые, в хорошем смысле дерзкие корпорации.
Уверен, те, кто предпочтет работать на донецкой земле, не ошибутся. Не только потому, что где родился, там и пригодился. Усилия, которые мы сейчас предпринимаем, обязательно дадут результат, и не в отдаленном будущем.
— Почему при наличии у ДНР явного интеграционного вектора на Россию минский процесс по-прежнему важная составляющая политики республики?
— Опять же дело в геополитике. Это единственная международная площадка, где хоть как-то услышан голос ДНР и ЛНР. К тому же, если существует хоть один шанс разрешить военный конфликт с Украиной политическим путем, надо сохранять такую возможность, не говоря о том, что на встречах Контактной группы все же решаются вопросы, которые бесчеловечно саботировать, например, по снабжению Донбасса водой.
— В любой ситуации есть плюсы и минусы. Ваши минусы понятны, какие плюсы реализовались за пять лет существования ДНР?
— Их много. Мы говорим на русском языке и с гордостью носим георгиевские ленточки. Мы устанавливаем памятники и сохраняем память, а не разрушаем, как в одной небезызвестной стране. Донбасс умеет защищать свое, умеет воевать, умеет трудиться. Мы смело можем смотреть в глаза своим детям, нам есть, что передать им в качестве духовного наследия.