Нет, не потому, что за океаном никому нет дела до России и отношений с ней. Отнюдь. Просто серьезные аналитика и прогнозирование лишены смысла из-за присутствия в Овальном кабинете Белого дома человека, который ежедневно и едва ли не ежечасно опровергает сам себя и всех вокруг, для которого «международное право» и «система международных отношений» — пустой набор слов. Для Трампа существует только он сам, и все его действия продиктованы только задачами приумножения любыми средствами собственного богатства, величия и безнаказанности.
Трампу кажется, что Иран сбил американский беспилотник «по ошибке»: ему «трудно поверить, что это было сделано умышленно». Одновременно он зловеще предупреждает Иран через Твиттер, что тот совершил «большую ошибку», и нефтяные цены подскакивают в предчувствии военной акции возмездия против Тегерана. На вопросы о вероятности такой акции Трамп отвечает: «Вы увидите». Потом, как стало известно газете The New York Times, он отдает приказ о нанесении удара по Ирану, а когда корабли вышли на позиции и самолеты уже взлетели, внезапно свой приказ отменяет. Это поведение лидера самой могущественной державы?!
Трамп не только встречается с пхеньянским диктатором, но и восхваляет его, игнорирует северокорейские ракетные испытания и озабоченность ими Токио — ближайшего союзника Вашингтона. Ублажая Ким Чен Ына, он достигает нулевого и даже минусового результата.
Минусовой результат приносят и развязанные Трампом торговые войны с Китаем и всеми остальными — за его бездарные попытки «восстановить величие Америки» расплачиваются американский потребитель, фермеры земледельческих штатов, автопром США...
На днях Трамп неожиданно объявил, что агенты иммиграционной службы вот-вот начнут удалять из страны «миллионы нелегальных иммигрантов». Эта угроза настолько нереальна, что, дежурно сообщив о заявлении президента страны, американские СМИ моментально о нем забывают: проехали, очередная трамповская выдумка пополнила богатый архив...
Через призму неадекватности Дональда Трампа приходится рассматривать и перспективы нормализации российско-американских отношений. В интервью Fox News Трамп заявил, что на саммите «Большой двадцатки» в Осаке он встретится с Путиным. «Я хочу наладить отношения с Россией, и я думаю, мы наладим», — заявил президент США. Кремль вначале не подтверждал и не отрицал возможность встречи двух лидеров, потом устами пресс-секретаря Путина Дмитрия Пескова сообщил о возможности встречи «на ногах», а затем сам Путин в ходе «Прямой линии» заявил, что готов к диалогу со своим американским коллегой, если с его стороны будет такое желание. И как бы посочувствовал Трампу в отношении тех ограничений, которые на него налагает американская внутренняя политика и которые не дают президенту США осуществить свои благие намерения, связанные с Россией.
Спору нет: ограничений у Трампа явно больше, чем у Путина. Как сообщает журнал Time, на днях две общественные организации, добивающиеся подконтрольности государственной власти, оформили судебный иск против засекречивания переговоров Трампа с Путиным (которые за последние два года состоялись пять раз). Истцы обвиняют госсекретаря США Майка Помпео в невыполнении своей обязанности хранить все записи переговоров президента: записи его бесед с Путиным с глазу на глаз были изъяты из анналов госдепа по приказу Трампа. Особое внимание в иске уделено двухчасовой встрече двух президентов два года назад на саммите G20 в Гамбурге: Трамп «конфисковал письменные записи содержания встречи у сотрудника, который создал эти записи», и отдал распоряжение не обсуждать с кем-либо детали встречи.
Отсутствие документации о переговорах двух лидеров, констатирует журнал Time, «оставило сотрудников Белого дома и госдепартамента в недоумении в отношении того, что именно было сказано. Это создало неразбериху, когда российская сторона заявила о достижении ряда соглашений».
Но оставим в стороне вопросы о вероятности встречи Путин—Трамп и о нарушении последним всех правил госаппаратного поведения. Если встреча между ними все же состоится в том или ином формате — что дальше? Каких результатов можно от нее ожидать?
Владимир Путин считает, что у РФ и США есть много тем для обсуждения — начиная с ядерных вооружений. Договор о сокращении стратегического оружия 2010 года (New START) истекает в 2021 году, но Трамп не хочет его просто продлить — он выдвигает нереальные условия о присоединении к договору Китая и о включении в него новых российских вооружений, которых не было 10 лет назад. Объявленный выход обеих стран из договора 1987 года об оружии средней дальности (инициатором опять же был Трамп) может спровоцировать дополнительное ускорение гонки вооружений.
Российский президент говорит, что его переговоры с Трампом могли бы содействовать восстановлению нормальных отношений двух стран, в том числе в экономической сфере. Но для этого помимо внятной позиции самого Трампа, которой нет, нужны грамотные исполнители и советники с американской стороны, которых тоже нет. Госдепартамент США находится в жалком состоянии, сотни должностей вакантны — и в центральном аппарате, и в диппредставительствах за рубежом. Трамп не доверяет ни карьерным дипломатам, ни специалистам из спецслужб, ни опытным политологам и журналистам-страноведам. Когда президент (который не может правильно написать «принц Уэльский», у него получается «принц китов») полагается лишь на себя, на горстку оголтелых приближенных типа Джона Болтона (советник Трампа по нацбезопасности) и одиозно-протрамповский телеканал Fox News, то о каком грамотном подходе к сложным отношениям с Россией можно говорить?
Что касается кибербезопасности (еще одна сфера возможного взаимодействия, по словам президента РФ), то здесь сотрудничество вряд ли возможно — скорее стоит ожидать неких поучительно-агрессивных демаршей со стороны США. Американские СМИ сообщают, что подобные действия в отношении России уже имеют место.
The Washington Post вспоминает, что Трамп говорил о плане сотрудничества с Россией в области кибербезопасности после своей первой встречи с Путиным в 2017 году. Однако тот план давно исчез с радаров американской политики, и на смену ему пришла активная система односторонней защиты своих интересов. Даже противники Трампа и специалисты по кибербезопасности из предыдущей, обамовской администрации, отдают должное той работе, которую проделали в последнее время эксперты министерства энергетики США, министерства внутренней безопасности, киберкомандования вооруженных сил. Значительно усилена киберзащита государственных ведомств, расширено их взаимодействие с компаниями частного сектора — понятно, что не с российскими.
Говорят, что любая встреча лидеров великих держав сама по себе важна и нужна, независимо от результатов. Но иногда в этом «величии» закрадываются сомнения. Трамповское «величие Америки» мы видим в фото- и видеохронике стихийных бедствий: превращенные ветром в развалины дома-курятники, в которых живет полстраны; оборванные линии и поваленные столбы электропередачи, которые в других странах давно спрятаны под землю; прорванные ливнями ветхие дамбы и затопленные городки, где люди ходят по грудь в грязной воде...
О «величии России» тоже не грех вспомнить, когда жители богатой нефтью Тюменской области жалуются президенту на отсутствие водопровода, а граждане других областей — на отсутствие дров... Как все-таки похожи эти две страны — Россия и Америка! И впрямь есть о чем поговорить их лидерам.