Напомним, что нынешние протесты в Грузии начались якобы из-за того, что российский депутат Сергей Гаврилов на сессии Межпарламентской ассамблеи православия уселся на место спикера грузинского парламента.
Дальнейший ход событий и требования протестующих показывают, что это было лишь предлогом. Провокация планировалась давно и была тщательно подготовлена. Саакашвили и его окружение не смирились с поражением и снова рвутся во власть, несмотря на то, что уже позорно проиграли все выборы, какие только возможно.
Теперь они убеждены, что выиграть в прошлый раз им помешала исключительно смешанная система выборов, а не разочарование избирателей. Соратники Саакашвили совершают разные маневры в надежде, что избиратель забудет, с кем имеет дело. Так, они разделились на две партии – «Единое национальное движение» и «Европейскую Грузию», чей рейтинг в совокупности едва превышает 10%. В качестве нового «лица» был выдвинут кум Саакашвили Григол Вашадзе. Сам Саакашвили вернуться в Грузию не может – он лишен грузинского гражданства и приговорен там к тюремному сроку. Путь на родину у него один: приход к власти его сторонников, которые вернут ему гражданство и отменят решения судов.
На Украине у Саакашвили тоже случился облом. ЦИК не допустил кандидатов от его партии «Рух новых сил» к участию в выборах в Верховную Раду. Саакашвили назвал своих украинских оппонентов «тварями» и призвал продолжить протесты в Тбилиси. Это означает, что он считает недостаточными те уступки, на которые пошли власти. Вероятно, он хорошо понимает, сколь малы шансы его сторонников победить на честных выборах, и будет делать ставку на дестабилизацию. А вот в том случае, если «националам» Саакашвили удастся повторить трюк 2003 года и вновь пустить страну по «революционному» сценарию, шансы у них действительно есть.
Но есть ли сегодня в Грузии социальная почва для такого сценария? Во-первых, почва для цветной революции есть всегда и в любой стране. Всегда в обществе есть некоторое количество маргиналов, готовых постоять на площади и создать нужную картинку для телевизора за небольшое вознаграждение.
Во-вторых, социально-экономическое положение в Грузии продолжает оставаться тяжелым. И в этом, конечно, проблема правящей партии Бидзины Иванишвили «Грузинская мечта», которая не сумела в полной мере выполнить свои обещания населению. Однако по сравнению с временами Саакашвили ситуация немного улучшилась. И прежде всего за счет потепления в российско-грузинских отношениях.
Основой экономики Грузии сегодня является туристическая отрасль. Как рассказала в интервью «МК» политолог Лали Морошкина, «на обслуживании туристов заняты практически все. Открываются новые гостиницы, строятся дороги, рестораны заполнены посетителями, вырос спрос на местную экологически чистую сельхозпродукцию и вино». Доходы от туризма составляют 60% бюджета страны. Благодаря развитию туризма выросло благосостояние людей. Откуда едут туристы? По данным МИД Грузии, больше всего гостей приезжает из Турции и Азербайджана. Затем идет Армения, а следом – Россия. В прошлом году Грузию посетило 4,8 миллиона туристов, из них 1,4 миллиона были россиянами. Еще одна важная статья дохода – экспорт в РФ грузинского вина, который тоже возобновился после ухода от власти Саакашвили.
Сегодня по уровню жизни Грузия в целом мало отличается от закавказских соседей. Минимальная продуктовая корзина составляет 180 лари. Это примерно 4100 рублей. Пенсия по возрасту с 1 января этого года составляет 200 лари (4560 руб). Ее получают женщины старше 60 и мужчины старше 65 лет – абсолютно все, независимо от стажа.
В Грузии отсутствует центральное отопление. Малообеспеченные слои населения использует в основном газовые обогреватели. Цена газа – 23 цента за кубический метр. В целом одинокий пенсионер на оплату коммуналки тратит от 50 лари летом до 80 зимой, при условии, что отапливается только одна комната и не включается кондиционер. Поездка в лифте стоит 10 тетри (в грузинских домах платные лифты).
В 2018 году средняя зарплата в Грузии составляла 1000 лари, это около 400 долларов. При этом самые низкие зарплаты были в сфере образования. Госслужащий на высоком посту может в Грузии получать 3-5 тысяч лари плюс премиальные, в целом его зарплата доходит до 7-8 тысяч лари. Мои грузинские собеседники полагают, что для того, чтобы просто не голодать, человеку нужно на питание минимум 10 лари в день, 300 лари в месяц.
То есть положение населения тяжелое, но не критическое и имеется тенденция к улучшению.
Читайте материал «Владеющих Грузией» россиян упрекнули в мягкости к радикалам»