Заместитель директора Центра политических технологий Алексей МАКАРКИН:
- Грузинская оппозиция борется с правительством. Напомню, что на президентских выборах Саломе Зурабишвили победила только во втором туре. Победа не была уверенной, к партии «Грузинская мечта» в стране накопились претензии, оппозиция активизировалась. В следующем году в Грузии пройдут парламентские выборы, ключевую роль играет парламентское большинство, за это и идет борьба.
Партия «Грузинская мечта» проводит двойственную линию – с одной стороны, эта партия находится в «западническом консенсусе», как и вся грузинская политическая элита, она подчеркивает необходимость вступления страны в Евросоюз, в НАТО. С другой стороны, стремится выстраивать отношения и с Россией - не по причине больших симпатий, а исходя из геополитической ситуации.
То, что произошло с Международной ассамблеей православия, было попыткой дать сигнал: на территории Грузии проходит мероприятие с активным участием России. Этому предшествовали непростые переговоры, грузинская сторона дала понять, что такого политика как Константин Затулин она не примет. Сергей Гаврилов казался менее известным, менее заметным, к тому же он возглавляет ассамблею, поэтому представители «Грузинской мечты» посчитали, что его участие в форуме пройдет незамеченным, а Россия получит сигнал о том, что с этой партией можно разговаривать.
Но грузинская оппозиция, а это в первую очередь партия, возглавляемая Михаилом Саакашвили, это «заметила». Очень много людей, которые не имели отношения к оппозиционной партии, но имели претензии к «Грузинской мечте», вышли на улицы. «Грузинскую мечту» обвинили в том, что она предает страну. Оппозиционную демонстрацию разгоняют, чтобы не позволить захватить парламент, но «Грузинская мечта» уже участвует в соревновании за место главного патриота Грузии.
Теперь уже «обижается» Россия. Причем, это реакция не столько на случай с Сергеем Гавриловым, сколько на антироссийское заявление Зурабишвили. В нашей политической культуре большое внимание уделяется жестам, словам. В России оскорблений не прощают, ждут извинений, даже в случае конфликтов на бытовом уровне. Если в ответ на оскорбления ты смолчал, не добился извинений, то ты проиграл. Это относится и к заявлению Зурабишвили.
Извиняться она не может и не будет, поскольку извинение будет воспринято как доказательство того, что «Грузинская мечта» - «партия российских агентов». Что же касается России, то в качестве наказания грузинской власти она вводит запрет на авиасообщение.
- Какие есть варианты примирения?
- Примирение маловероятно. Положим, с помощью дипломатии на российский рынок вернули грузинские вина, Россия не препятствовала туризму в Грузию, но из-за Абхазии и Южной Осетии политический диалог едва ли возможен, в этом вопросе позиции сторон прямо противоположны, и они не могут отступить.
Сегодня негатив в отношениях России и Грузии зашкаливает. Для России он создает возможность мобилизовать население под патриотическими лозунгами, у нас подобная мобилизация происходит не в первый раз, хотя эффект от нынешней будет меньше, чем от ситуации с Крымом. Большинство населения поддерживает «своих», уже звучат требования новых бойкотов, поэтому в ближайшее время примирение с Грузией без извинений с ее стороны может вылиться в разочарование граждан, которые после пенсионной реформы и на фоне роста цен и так стали более подозрительными в отношении власти. Поэтому в обозримой перспективе возможности улучшить отношения я не вижу.
Также читайте: "Россияне решили не отказываться от Грузии: будут добираться окольными путями"