Последние несколько лет пленарные заседания ПМЭФ славились прежде всего острыми дискуссиями, в которые Владимира Путина удавалось вовлечь иностранным модераторам. От вопросов одного из них - ведущего телеканала CNBC Джеффа Катмора - президент отбивался, не стесняясь выражений: "Вот пристал!" А журналистка NBC Мегин Келли - честно признавалась, что "перехитрить Путина невозможно, но прижать к стенке можно попробовать". И ВВП такая "войнушка", судя по всему, даже нравилась.
Но в этот раз Кремль неожиданно решил сменить подход. Модерировать пленарное заседание пригласили ... Софико Шеварнадзе, которая широкому кругу российских телезрителей может быть знакома своим участием в таких аполитичных передачах, как "Про любовь" и "Бабий бунт". По данным источников "МК", замена была продиктована визитом Си Цзиньпина: Кремль не захотел ставить его в неудобное положение и отдавать на растерзание непредсказуемым иностранным журналистам. "Но у Софико тоже есть опыт ведения полемической дискуссии, - отмечают собеседники газеты. - И потом она - внучка Эдуарда Шеварнадзе".
Владимир Путин в своем выступлении дал анализ ситуации в мировой экономике. По его словам, несмотря на формальный рост в районе 3%, сама модель экономических отношений, основанная на либеральной западной традиции, находится в глубоком кризисе. Развивающиеся страны не хотят подчиняться диктату лидеров и следовать в фарватере проводимой ими несправедливой политики. В ответ Запад активно использует "санкции, рейдерство и выкручивание рук". В качестве примера президент привел российский газовый проект "Северный поток-2" и китайскую компанию "Хуавей". "Ее хотят не просто потеснить, а бесцеремонно вытолкнуть с рынка. Это первая технологическая война наступающей цифровой эпохи", - заявил ВВП. По словам Путина, у сложившейся ситуации существует несколько вариантов развития: экономическая политика Запада превратится в карикатуру на саму себя, произойдет фрагментация глобального пространства, чреватая усилением торговых (а может, и не только торговых!), войн или же страны договорятся о формировании более справедливой экономической модели, признающей право стран на суверенитет и защиту своих интересов. "Для этого потребуются новые договоренности, которые не только где-то прописаны, но и соблюдаются всеми", - подчеркнул президент. В качестве первого шага к новому экономическому миропорядку он предложил провести "демилитаризацию" ключевых сфер мировой экономики и оградить от санкций поставки товаров первой необходимости, лекарств, медицинского оборудования и систем ЖКХ, снижающих нагрузку на экологию и климат. "Эти направления критически важны для жизни и здоровья миллиардов людей, для всей планеты", - под аплодисменты зала заявил Путин.
Лидер КНР несбыточные предложения российского коллеги комментировать не стал, но отметил, что Пекин тоже выступает за справедливость. Причем, всегда и во всем. "Мы готовы формировать диверсифицированную экономику, расширять доступ на свой рынок, создавать благоприятную среду для конкуренции, отстаивать многостороннюю торговую систему", - привычно перечислил председатель Си. "Кто бы мог подумать, что Китай будет защищать свободную торговлю, а США - протекционизм?" - прокомментировал его выступление президент Болгарии Румен Радев.
Российская часть аудитории явно ждала от Владимира Путина каких-то заявлений об отношении силовиков к бизнесу - слишком много в преддверии форума говорилось о сидящем под домашним арестом Майкле Калви (А некоторые вдохновленные словами Дмитрия Пескова даже безуспешно ждали его появления на ПМЭФ). Оценка президента оказалась нейтральной. По его словам, законодательство нуждается в дальнейшей либерализации, а силовые структуры и судебная система - в очищении от недобросовестных лиц. "Необходимо исключить даже формальную возможность злоупотребления правом для давления на бизнес", - заявил Путин, пообещав, что у предпринимателей появится еще один, теперь уже "цифровой омбудсмен", которому можно будет пожаловаться на действия правоохранительных органов. Аудитория встретила эти заявления без особого энтузиазма: жаловаться и сейчас есть кому, но, как правило, безрезультатно.
Надо отдать должное Софико Шеварнадзе: когда дело дошло до дискуссии, она задала самый актуальный для мировой экономики вопрос - об отношениях Китая и США. "Дональд Трамп привык получать чего хочет. Как будет с вами?" - обратилась телеведущая к Си Цзиньпину, который оказался явно не готов к откровенному разговору. Китайский лидер начал судорожно перебирать лежащие перед ним бумажки, пока не нашел подходящую. Правда, говорилось в ней не о торговой войне с США, а о противостоянии глобализации и антиглобализации, но хоть так. "Нельзя, рассердившись на блох, бросать всю шубу в печь. Нельзя быть корыстным: в мире много стран, и все люди братья", - поделился очередной порцией сентенцией Си Цзиньпин. Но зато в следующий раз Софико Шеварнадзе была более острожной и задала китайскому гостю его любимый вопрос - о перспективах развития проекта "Один пояс, один путь".
А вот Владимир Путин отнекиваться не стал, и комментируя отношение России к торговому конфликту двух гигантов, процитировал китайскую пословицу: "Когда два тигра дерутся в долине, умная обезьяна сидит и ждет, чем все закончится". Впрочем, эта позиция не мешает президенту иметь свои симпатии. "Мы вчера с моим другом Си проговорили до 12 ночи, в Пекине было уже четыре утра, и не могли разойтись. Мы действительно в полном смысле слова стратегические партнеры, хотя и не создаем никаких союзов", - заявил ВВП. А вот другому лидеру - президенту Украины Владимиру Зеленскому - хоть какого-то контакта с Путиным, похоже, придется ждать еще долго. "Я не знаю этого человека. Судя по всему, он хороший специалист в той области, в которой работал, - хороший актер. Но одно дело кого-то играть, а другое - быть кем-то", - скептически оценил потенциал Зеленского ВВП, отметив, что пока не знает, есть у украинского лидера необходимые для управления государством качества или нет. "Пока мы видим противоречивые высказывания", - добавил он.