Дело в том, что Мюллер дал демократам ясный сигнал — фактически зеленый свет, когда сказал, что он не может быть стопроцентно уверен в том, что Трамп не совершил преступления. Это действительно странное, если не провокационное, заявление от спецпрокурора. Речь идет о возможном препятствии правосудию со стороны президента США по ходу расследования Мюллера российского вмешательства в американские выборы 2016 года.
Хотя Мюллер и объяснил, что правила министерства юстиции не позволяют ему возбудить уголовное дело против действующего президента, но тем не менее специально подчеркнул, что существует другая ветвь власти — Конгресс, которая имеет право по Конституции США лишить Трампа полномочий. Этот процесс называется импичментом.
Напомню, что в 400-страничном докладе Мюллер сослался на 11 ситуаций, когда Трамп, возможно, препятствовал — или пытался препятствовать — правосудию.
Из них, по сути самыми главными являются три:
1. Когда Трамп уволил главу ФРБ Джеймса Коми с вероятной целью помешать расследованию против него и его соратников по русскому делу или вообще закрыть его.
2. Когда он с той же целью поручил одному из своих штатных юристов уволить Мюллера. Потом президент якобы потребовал, чтобы этот юрист дал ложное показание Мюллеру о том, что такого поручения не было.
3. Давление на Майкла Коэна, Пола Манафорта, Майкла Флинна и Роджера Стоуна, чтобы воспрепятствовать им дать показания представителям правоохранительных органов.
Сторонники Трампа любят утверждать, что если Мюллер не смог собрать и предъявить достаточных доказательств сговора Трампа и его советников с представителями российских властей по делу вмешательства в выборы США, то, дескать, не может быть и препятствий правосудию. «Нечему было препятствовать!» — заявляют они.
То, что они заблуждаются, можно обосновать двумя основными доводами.
Во-первых, попытка препятствовать правосудию также является преступлением, и не важно, удалось ли это Трампу или нет. (По тому же принципу попытка убить человека ─ преступление, даже если убийства не удалось совершить.)
Во-вторых, мы знаем из доклада Мюллера, что Трамп уж очень волновался, когда впервые узнал о назначении Мюллера спецпрокурором. «Я погорел!» — проговорился президент, согласно показаниям его советников, присутствовавших в тот момент.
Почему Трамп так перенервничал из-за расследования Мюллера?
Дело в том, что он был в курсе того, как несколько членов его предвыборной кампании, включая собственного сына, вели переговоры с гражданами России или их представителями весной и летом 2016 года. По ходу этих переговоров коллеги Трампа были проинформированы о том, что представители России добыли незаконным путем компромат на Хиллари Клинтон.
В итоге Трамп оказался в проблемной с точки зрения закона ситуации. Несмотря на то что близкие соратники Трампа — и сам Трамп — были в курсе роли России в явных противозаконных действиях, они не только не сообщили об этом ФБР, но и встретили российское вмешательство в американские выборы «на ура». Это мы тоже узнали из доклада Мюллера. В целом вся эта ситуация оказалась весьма уязвимым местом для Трампа, поскольку он понял, что Мюллер вполне мог бы интерпретировать бездействие (или действия) Трампа и его коллег как «попустительство» российскому вмешательству. Это тоже уголовное дело.
Именно поэтому Трамп так запаниковал по поводу расследования Мюллера и, возможно, предпринял меры, чтобы ему препятствовать.
По сути дела Мюллер в своей пресс-конференции послал демократам в Палате представителей один, хотя и завуалированный, но очень важный сигнал — не только хватает доказательств, чтобы начать процедуру импичмента против Трампа, но и стоит вам, ребята, это сделать. Своими не очень тонкими намеками Мюллер фактически заявил демократам: «Вперед — и с песней!»
Другое дело, однако, что, у президента, скорее всего, достаточно сторонников среди республиканцев в Сенате, чтобы вынести оправдательный приговор в результате процедуры импичмента. (Согласно конституции США, Палата представителей начинает процедуру импичмента, то есть публичные допросы, слушания, и Сенат уполномочен выносить приговор на основании всех предъявленных доказательств.)
При таком исходе после оправдательного приговора Трамп сильно выиграет, оказавшись «жертвой политической травли» в глазах многих неопределившихся и колеблющихся американских избирателей — как в свое время таковым оказался Билл Клинтон, когда Сенат его оправдал в 1999 году. Если Сенат вынесет оправдательный приговор Трампу, то его шансы на переизбрание в 2020 году только увеличатся. И если демократы знают заранее, что обвинительный приговор в Сенате маловероятен, то они должны 100 раз подумать перед тем, как дать Трампу такой «подарок» в виде импичмента.
Плюс ко всему примечательно, что Мюллер воспользовался своей пресс-конференцией, чтобы еще раз подчеркнуть, что у него, как и у всего американского разведывательного сообщества, имеется твердое доказательство того, что российское вмешательство в американские выборы в 2016 году было тщательно спланированной операцией с целью скомпрометировать одного президентского кандидата в пользу другого.
Тоже примечательно, что во время своей пресс-конференции Мюллер особо подчеркнул, что российские правонарушения в виде вмешательства в американские выборы «заслуживают внимания каждого американца».
И мы все знаем, какого конкретного американца Мюллер особо имел в виду — того самого хозяина Белого дома, который до сих пор сильно сомневается в достоверности этих фактов.
Как бы то ни было, Трамп намерен свести счеты с теми, кто «травил» его по этому пресловутому российскому делу. Следуя принципу «лучший способ защиты — это нападение», Трамп хочет расследовать то самое расследование Мюллера, потому что он уверен, что это всегда было и остается в корне заказной «охотой на ведьм» против него.
Именно поэтому президент США уже назначил Джона Дурама специальным следователем, чтобы определить:
— не совершало ли ФБР незаконную слежку за советниками Трампа по ходу расследования Мюллера;
— не было ли среди сотрудников ФБР и членов команды расследования Мюллера ярых противников Трампа, которые незаконно злоупотребляли своим служебным положением с целью оклеветать и подмочить репутацию Трампа;
— не было ли конфликта интересов у самого Мюллера, когда он принял должность спецпрокурора;
— был ли организован сговор среди антитрамповских лидеров так называемого Deep State (теневого центра сил) в Конгрессе, ФБР, ЦРУ, Пентагоне и СМИ, которые управляли и манипулировали расследованием Мюллера с целью «скинуть» Трампа и совершить «госпереворот»;
— не игнорировало ли ФБР «настоящее вмешательство» в американские выборы 2016 года, когда оно отказалось от расследования представителей Украины, которые в пользу Хиллари незаконно слили компромат на Пола Манафорта, когда он работал главой предвыборной кампании Трампа?
Очевидно, что все давно заявленные цели Трампа «осушить вашингтонское болото» никак не будут выполнены, а наоборот: из-за контррасследования Трампа против расследования Мюллера это болото станет только глубже и более вязким.
Для России это означает, что она может еще в течение следующих нескольких лет наслаждаться тем, как Вашингтон будет вязнуть в своих внутриполитических дрязгах и разборках.
Но это удовольствие вряд ли сможет компенсировать тот факт, что Россия все равно останется «токсичной» в глазах вашингтонского истеблишмента в ближайшее десятилетие. Это означает, что санкции против России и самые главные противоречия тоже останутся в силе.
И президент Трамп ничего против этого сделать не сможет, даже если американцы выберут Трампа на второй срок.