Во вторник утром в муниципалитеты Зубин-Поток и Косовска-Митровица на севере Косово и Метохии ворвались вооруженные спецназовцы на бронемобилях. Сербское телевидение сообщает, что в населенных пунктах были слышны выстрелы и применен слезоточивый газ. Жители начали возводить баррикады, чтобы противостоять внезапному налету. По предварительным данным, были задержаны 13 сербов. Президент Сербии Александр Вучич также поделился, что в ходе рейда под арест попал российский сотрудник миссии ООН Михаил Краснощенков.
«Возмущены провокацией властей Приштины в отношении российского гражданина, сотрудника МООНК Михаила Краснощекова, — сообщил посол РФ в Сербии Александр Чепурин. — Требуем немедленного освобождения россиянина и привлечения к ответственности всех виновных в этом вопиющем инциденте».
Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова охарактеризовала происходящее на севере Косово как «провокацию Приштины, направленную на устрашение и выдавливание неалбанского населения, установление контроля над этими районами силовым путем».
Глава самопровозглашенной республики Хашим Тачи написал в Твиттере, что в этих районах идет «операция против контрабандистов и организованной преступности». Но объяснения Тачи Белград не убедили: 90% населения штурмуемых районов Косова — это сербы, и большая часть из них отказывается подчиняться Приштине. Поэтому Вучич расценивает налет албанского спецназа как этническую чистку.
В связи с инцидентом вооруженные силы Сербии были приведены в боевую готовность. Представитель правительства страны Марко Джурич заявил, что попытки властей Косова запугать и выгнать сербов с подконтрольных им территорий «представляют угрозу не только стабильности, но и самую непосредственную угрозу миру». «Если это не прекратится немедленно, нет сомнений в том, как Сербия отреагирует в течении дня», — добавил Джурич.
«На протяжении последних девяти месяцев ситуация в Косово постоянно была напряженной, — напомнил в комментарии «МК» научный сотрудник отдела современной истории стран Центральной и Юго-Восточной Европы Института славяноведения РАН Александр ПИВОВАРЕНКО. — Это не первый случай, когда Сербия приводит войска в боевую готовность и не первый раз, когда подразделения албанской полиции заходят на север края. Идентичные ситуации были прошлой осенью. Существуют разные гипотезы насчет того, что за этим стоит. Согласно одной из них, между Вучичем и Тачи существует договоренность по поводу легитимации нынешнего положения дел. Либо это провокация с целью толкнуть армию Сербии на применение вооруженных сил, что в свою очередь повлечет санкции в отношении Белграда. В итоге Сербия будет ослаблена, ее стабильность нарушена. Поэтому ситуация для Белграда опасная. Наступает момент тяжелых решения для руководства Сербии».
До недавнего времени казалось, что напряжение между Белградом и Приштиной немного спало. В конце апреля под эгидой Франции и Германии прошла встреча враждующих сторон в Берлине. По ее итогам Вучич и Тачи согласились возобновить переговоры и встретиться еще раз в Париже в начале июля.
Накануне инцидента на севере Косово Александр Вучич обратился к парламенту и призвал его «перестать обманывать народ» и признать, что Белград не контролирует ситуацию в Косово. Нынешний сербский президент выступает за улучшение отношений с Приштиной, но часто сталкивается с обвинениями в излишней уступчивости. Как, впрочем, и Хашим Тачи. В прошлом году с обеих сторон звучали предложения обменяться землями: Сербия требовала отдать территории, на которых проживают сербы, самопровозглашенная республика заявляла претензии на земли с албанским населением. Но критика в адрес такого решения территориального спора как со стороны албанцев, так и со стороны сербов похоронила надежды на обмен.