Согласно закону от 2015 года, полномочия парламентариев прекращаются досрочно, если они вовремя не отчитались о финансовых успехах за предыдущий календарный год. К 1 апреля нынешнего года это сделали все члены Совета Федерации за исключением находящегося в застенках Рауфа Арашукова. Уже 2 апреля председатель верхней палаты Валентина Матвиенко поручила провести проверку обстоятельств этого.
Председатель комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах и имуществе сенаторов Юрий Воробьев рассказал, что арестованному было отправлено уведомление, а администрация следственного изолятора подтвердила, что Арашуков декларацию о доходах не отправлял.
Арашуков подал справку о доходах лишь 15 апреля, причем только о своих — супруга и несовершеннолетние дети в финансовом отчете не упоминались. Воробьев особо отметил, что в СИЗО Рауф Арашуков не был ограничен в праве на отправку и получение корреспонденции. Кроме того, «он должен был знать о необходимости подать декларацию к 1 апреля, поскольку является сенатором с 2016 года и уже это делал».
Принимая во внимание все факты, комиссия сенатора Воробьева постановила единогласно: основания для досрочного прекращения полномочий Арашукова есть.
Но остаются вопросы, например такой: чем объясняется неторопливость, из-за которой он не подал декларацию вовремя и потерял парламентское кресло в критический момент биографии?
Отвечает председатель Московской коллегии адвокатов «Закалюжный, Ельмашев и партнеры» Руслан Закалюжный: «Наличие уголовного дела, а также статус подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу не является законным основанием для лишения сенатора полномочий. Им может быть только вступивший в законную силу обвинительный приговор.
Нахождение Арашукова в СИЗО не лишает его возможности заполнить декларацию. По каким причинам это не было сделано теперь уже бывшим сенатором — вопрос, который нужно выяснять».
А на вопрос «МК»: «Если бы Арашуков успел подать декларацию, то он так и остался бы отстраненным на время следствия от должности сенатором до суда?» — ответила глава Совета Федерации Валентина Матвиенко:
«Совет Федерации действует строго в соответствии с законом. Арашуков на период следствия лишен полномочий члена Совета Федерации, это решение действует.
Дальше была обычная процедура, которой занялась комиссия и убедилась в том, что нарушен федеральный закон, причем прямая, директивная норма. Своевременно не была сдана декларация о доходах, что подразумевает досрочное лишение члена Совета Федерации полномочий. Поэтому гадать на тему «что было бы, если бы» не стоит.
Теперь субъект Федерации должен рассмотреть вопрос о новом сенаторе от исполнительного органа власти в соответствии с действующим законодательством».
Наверное, в том, что сейчас Карачаево-Черкесия сможет назначить нового сенатора, и есть разгадка «рассеянности» Арашукова. Несолидно на вопрос: «Где ваш сенатор?» — отвечать: «Сидит в СИЗО».
Читайте материал «Арашукова проверят на вменяемость: «А что, так нельзя было?»