О том, что традиционные совещания с военными теперь будут проходить в новом формате, в начале 2019 года объявил сам Владимир Путин. На совещании с Лавровым и Шойгу, где обсуждался выход США из ДРСМД, президент попросил разбавить "посиделки" за столом, которые весной и осенью проходят в Сочи, выездами на предприятия ОПК и в военные части. "Я хочу посмотреть, как идет работа по производству и постановке на боевое дежурство наших новых комплексов: ""Кинжал", "Пересвет", "Авангард", "Сармат" и "Посейдон", - пояснил ВВП.
Кроме того, на совещании было заявлено, что в качестве зеркального ответа США, Россия начинает работы по "приземлению" своих "Калибров" и открывает новое направление, связанное с созданием гиперзвуковой ракеты наземного базирования средней дальности. "Раз они приостанавливают свое участие в договоре, то и мы будем делать то же самое", - подчеркнул президент.
Для первой "вылазки" Путин выбрал Казань, где находится авиационный завод им Горбунова, выпускающий стратегические бомбардировщики-ракетоносцы ТУ-160. (Примечательно, что в странах НАТО их называют "Блэкджеками", а в России - "Белыми лебедями"). В январе 2018 года президент лично наблюдал за первым полетом модернизированной версии сверхзвукового бомбардировщика, а сейчас приехал ознакомиться с дальнейшими планами предприятия. "Вы, главное, не снимайте подвесы, бомбовые люки и бортовые номера", - настойчиво просили журналистов представители Минобороны, - А направо лучше вообще не смотрите - это пока совершенно секретная разработка".
Впрочем, из разговоров стало понятно, что свое будущее завод связывает не только с "Белыми лебедями", но и с принципиально новым самолетом, который пока даже названия не имеет. Только аббревиатуру - ПАК ДА (перспективный авиационный комплекс дальней авиации) и шифр Минобороны - "изделие 80". В отличие от ТУ-160, это будет дозвуковой самолет, но зато способный использовать все существующие и перспективные виды оружия. В феврале 2019 года был утвержден окончательный эскиз (его верховному главнокомандующему, очевидно, продемонстрировали без участия прессы) и согласованы основные характеристики новой боевой машины: по словам военных, ПАК ДА оснастят новейшими системами связи и радиоэлектронной борьбы и сделают не заметным для потенциального противника. Новый самолет планируется также использовать в качестве дальнего перехватчика и даже для запуска космических ракет, если под такой носитель в итоге не переоборудуют сам "Белый лебедь".
В прошлый приезд на казанский завод Владимир Путин предложил проектировщикам подумать над гражданской версией сверхзвукового ТУ-160. "У нас территория колоссальная. Быстрее долететь до Нью-Йорка, чем до Владивостока", - пояснил он, отметив, что сейчас появились компании, которые будут заинтересованы в использовании такого самолета. В Минпромторге внутренний спрос на машину, вмещающую до 50 человек, оценивают на уровне 20-30 самолетов. Плюс - поставки на экспорт. Однако цена будет недешевой - $100-120 млн за штуку.
Ранее концерн Туполев уже занимался модификацией бомбардировщиков в гражданские самолеты - так появились ТУ-104 и Ту-114. Кроме того, завод им Горбунова продолжает выпускать пассажирские ТУ-214. Хотя по своим летным и прочим характеристикам, этот лайнер соответствует Боинг-757 и Эйрбас-320, коммерческие авиакомпании за ним в очередь не выстраиваются. И видимо, зря. На ТУ-214 уже много лет летает летный спецотряд "Россия", обслуживающий правительство, Госдуму и Совфед, и даже сам президент. Не исключено, что недавняя катастрофа Суперджета откроет перед этой машиной новые перспективы как минимум на внутреннем рынке. Однако публично в Казани этот вопрос не обсуждали. А пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков в очередной раз уклонился от вопросов о судьбе Суперджета, подчеркнув, что все комментарии на эту тему уполномочен давать только Минтранс.
Минобороны, в свою очередь, собирается переоборудовать ТУ-214 для своих нужд: на его базе будет создан новый самолет радиолокационного дозора (ДРЛО), рассказали Владимиру Путину военные. Помимо надежности, важной характеристикой этой машины является большая дальность и продолжительность полета - он способен без дозаправки пролететь 6 тыс км. Возможности нового самолета ДРЛО на основе ТУ-214 позволят ему держать под контролем в радиусе несколько сотен километров все воздушное, наземное и морское пространство.