Первые гримасы закона о фейках: архангельскую активистку наказали дважды

Позвала на митинг, который запрещали, но который прошел

Когда сенатор Клишас в одном из интервью говорил, что закон о фейковых новостях направлен не на то, чтобы наказать СМИ за фейк, «а чтобы остановить распространение этой новости, чтобы остановить волну лживых сообщений, не допустить паники», верить, конечно, хотелось. Но не получалось. И не получилось. Первой же «жертвой» нового закона стало даже не СМИ, а гражданская активистка, разместившая в сети объявление о несанкционированном митинге.

Позвала на митинг, который запрещали, но который прошел

Елена Калинина в Архангельске активно борется за экологию и выступает против строительства мусорного полигона. Еще 26 марта она опубликовала у себя на страничке «ВКонтакте» объявление о митинге 7 апреля. Митинг не был разрешен, но прошел. Активистку оштрафовали за нарушение правил проведения массового мероприятия.

А потом подоспел закон о фейках и на Калинину составили новый протокол. За, якобы, фейк. Поскольку, как сказано в протоколе, она «распространила заведомо недостоверную информацию под видом достоверной». Знала ведь, что мероприятия «не согласованы в установленном порядке с администрацией» и, соответственно, «не могут быть проведены по заявленному адресу». А то что митинг не фейк и состоялся, это еще хуже, поскольку повлек «массовое нарушение общественного порядка». У Калининой по части 10 статьи 13.15 КоАП это первое правонарушение. Так что пока штраф от 100 тысяч рублей. За второе будет уже уголовка.

Как вам такое, депутаты, сенаторы и прочие небожители? Сбылась мечта? Все, что властью не разрешено, не согласовано — это все фейк. Что, граждане, хотите митинг? А мы не хотим и не согласуем. Значит ваш митинг — фейк. И всех, кто про него напишет — сначала под штраф, потом на нары.

Любую гражданскую активность, любой намек на протест можно душить в зародыше. Можно карать. Штрафовать и сажать.

Именно для этого и принимался закон о фейках. Избирательность его применения очевидна вне всякого сомнения. А если один раз из ста удастся действительно где-нибудь панику предотвратить, то это так — побочный эффект.

Есть еще один аспект — правоприменительная практика. Помните, как «модернизировали» 282-ю статью УК, добавив в нее ответственность за распространение экстремистских материалов в интернете? Тоже ведь обещали - избирательное применение, только против террористов. Обернулось все посадками за репосты. Прошло несколько лет прежде чем поняли, что перегнули и статью обратно подправили. А тот факт, что пострадало много невиновных граждан — да наплевать, у нас тут эксперименты.

Не исключено, что и с фейками когда-то также выйдет. Сейчас поштрафуем, посажаем, посмотрим как получается. Терпят же.

Кстати, может уже к осени закон о фейках, а с ним и об оскорблении власти, отменят за ненадобностью. Потому что начнет работать закон об автономном интернете. Он же тоже не об угрозах безопасности страны, как декларируется (для парирования этих угроз уже есть закон о критической инфраструктуре интернета). Не об угрозах государству, как общности людей живущих по закону. Он об угрозах власти.

Чтобы никто ничего не пикнул, можно будет вырубать сеть и частями, и целиком. Искать оскорбления или «фейки о митингах», чтобы потом оштрафовать, потеряет смысл. Повернул рубильник — тишина и благодать. Всё кругом только согласованное и свыше одобренное.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27965 от 30 апреля 2019

Заголовок в газете: Оппозицию будут бить

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру