В нашей повести все обстоит ровным счетом наоборот. Вконец оголодавший мужик, по щучьему веления, неизвестно по чьему хотению, оказался на малопонятной ему заброшенной земле — то ли на материке, то ли на диковинном острове. И вдруг видит он под деревом двух спящих здоровенных генералов, которые самым наглым образом уклоняются от работы. И попросил он накормить его. А в ответ услышал: «Вот придет чужеземное судно с едой, оно и накормит», — сказал один. А другой: «Ты бы сам вырастил корову-пони или развел бы страусов, чего дурака-то валять».
Сказочному нашему повествованию тут, вероятно, приходит конец: надо спуститься, увы, на грешную землю с ее полным отсутствием словесной изящности. Президент Венесуэлы Николас Мадуро, которого оппозиция называет «диктатором» и «узурпатором», только что назначил ответственным за продовольственную программу дивизионного генерала Карлоса Леаля Тельериаса. До этого генерал был во главе важного оперативного подразделения в богатом нефтью штате Карабобо, а также руководил так называемой Национальной боливарианской милицией — народным ополчением, призванным дать отпор чужеземным захватчикам, если те попытаются отнять у венесуэльцев их хлеб насущный.
Собственно, в самом назначении военного ответственным за питание сограждан ничего нового нет — армия и так последние полтора десятилетия полностью контролирует получение импортного продовольствия и распределение его в стране: от маргарина до риса. До этого на должности главного по продуктам также был генерал — Луис Альберто Медина.
Результаты того, как генералы кормят собственный народ, зафиксированы в недавно распространенном докладе Института мировых финансов (IFF), базирующегося в Вашингтоне. 87% венесуэльцев, говорится в нем, живут за чертой бедности, 61% — в крайней бедности. В 2017 году младенческая смертность в стране возросла на 30%, а материнская смертность — на 65% (данные Еврокомиссии). 3 млн венесуэльцев эмигрировали из страны с 2015 года, или порядка 8% населения (данные ООН).
По последним оценкам Международного валютного фонда за нынешний апрель, ВВП Венесуэлы в 2019 году упадет на 25% после сокращения на 18% годом ранее. Инфляция на этот год, по данным МВФ, составит 10 миллионов (!!!) процентов. Экономический коллапс Венесуэлы «почти беспрецедентен» в мировой истории, единственные сопоставимые по глубине падения эпизоды — Зимбабве с 1998 года по наши дни и распад Советского Союза в начале 1990-х, пишет IIF.
Но в отличие от СССР Венесуэла в последние годы не распадалась и не дробилась, не находилась в состояние войны ни с кем, но тем не менее после 2014 года ее экономика сократилась почти вдвое. В свободной продаже нет практически ничего, и десятки тысяч венесуэльцев вынуждены стоять в длиннющих очередях, чтобы купить хлеб, растительное масло или муку.
Где же пресловутый военный контроль, в чем проблема? Журналисты агентства Associated Press провели расследование, опросив почти 60 человек — чиновников, владельцев предприятий и простых работников, — и пришли к выводу, что армейское руководство занимается нелегальным трафиком продовольствия. Оно продает его стране по значительно более высокой цене, чем получает из-за рубежа. «В эту цену входят миллионы долларов взяток и откатов, которые выплачиваются генералам, — утверждает Вернер Гутьерес, преподаватель агрономии университета штата Сулия. — Если бы в Венесуэле продавали продукты по ценам рынка, мы могли бы импортировать вдвое больше продовольствия и накормить народ». «Сейчас еда приносит больше денег, чем наркотики», — сообщает AP отставной генерал Кливер Алкала. Вероятно, он хорошо знает, о чем говорит.
«Что один генерал, что другой», — говорил экс-президент России Борис Ельцин. Второй, кубинский, генерал постарше венесуэльского, но сообразительности ему не занимать. Носящий гордое звание «команданте революции», 91-летний генерал армии Гильермо Гарсия Фриас на днях обнародовал новую стратегию властей по решению продовольственной проблемы в стране. Для этого, по словам генерала, кубинцам надо начать разводить страусов. Фриас говорит, что в среднем страус откладывает до 60 яиц, из которых вылупляются около 40 птенцов. Через год каждый из этих птенцов уже будет достигать четырех тонн — между тем за это время обычная корова сможет родить лишь одного теленка, и тот еще будет «неказистым».
Но страусами дело не ограничивается. Генерал, который был до этого видным армейским командиром, а потом его перевели на почетную должность руководителя Национального предприятия флоры и фауны, говорит, что следует начать разводить в промышленном масштабе крокодилов и варанов, мясо которых намного богаче протеинами, чем мясо домашних животных.
Гильермо Фриас не уникален в своих изысканиях. Кубинские лидеры уже давно предлагают нации неординарные выходы из продовольственного кризиса, который страна переживает уже более полувека. На Кубе пытались вывести породу коровы размером с козу, чтобы с ней было легче управляться крестьянам на их приусадебном участке. Пытались выращивать дышащего легкими сома-клариаса, который получил прозвище «драчливого», но нигде, кроме аквариумов, не прижился. Одной из фишек правительства во время так называемого «особого периода» (это когда Россия в начале 90-х годов прошлого века прекратила массовые субсидии острову) было распределение по продовольственным карточкам среди жителей городов цыплят. Предполагалось, что они вскоре станут взрослыми курицами и начнут нести яйца. Но, как говорит Майра Окампо, жительница города Сьенфуэгоса, «все птенцы подохли, потому что у меня не было зерна, а кроме того, они загадили мне весь пол квартиры на пятом этаже».
Сейчас о птенцах, равно как и о страусах с крокодилами и варанами, вновь заговорили «революционные команданте». Ибо, как предупредил на прошлой неделе в специальном обращении к нации первый секретарь Компартии Кубы Рауль Кастро, страну впереди ждут «тяжелые времена».
Эти времена связаны с тем, что Венесуэла из-за кризиса оказалась уже неспособной поставлять Кубе нефть в прежних количествах, с враждебной политикой новых властей Бразилии — страны, которая была главным поставщиком сои на остров, и с жесткими санкциями Соединенных Штатов, которые обвиняют Кубу в защите и покровительстве «диктатора» Мадуро (по данным Белого дома, в Венесуэле находится от 20 до 25 тысяч кубинских военных). Две эти страны уже давно стали сообщающимися сосудами, недаром новое образование называют «Кубасуэла».
А чем же в состоянии помочь братская Россия своим идеологическим собратьям? Недавно Каракас сообщил, что Россия поставила ему 600 тонн пшеницы, но никому не известно, в каком виде и по каким ценам она дошла до населения. А Кубе Россия недавно подарила сразу пять автозаков, которые раньше служили сотрудникам башкирской колонии. Может, это поможет успокоить народ, если на «острове невезения» не будет ловиться крокодил. Или не станут плодиться страусы.