Против кого и против чего проголосовали эти люди — понятно. Но вот за что именно они отдали свои голоса? Этого, похоже, сейчас не знает никто, включая самих украинских избирателей.
В ходе предвыборной кампании Зеленскому удалось подменить политику одним большим и радостным шоу и полностью избежать конкретики. В результате кандидат Зеленский превратился в зеркало, в котором каждый увидел устраивающие его ответы на острые вопросы о будущем Украины и ее взаимоотношениях с Россией.
От ставки на политику в стиле шоу-бизнеса, естественно, не откажется и президент Зеленский: каждый из нас предпочитает в первую очередь делать то, что он любит и что у него получается. Но быть устраивающих всех «зеркалом» у президента Зеленского не получится. Суть работы главы государства состоит в принятии конкретных решений, которые по определению не могут устроить всех.
Президент Украины обязан делать выбор — не между хорошим и отличным, а между вариантами, каждый из которых имеет ярко выраженную негативную сторону.
Выдержит ли Владимир Зеленский такое испытание киевским эквивалентом Шапки Мономаха? Не согнется ли победитель украинских президентских выборов пополам, когда убедится, что устройство политических шоу это лишь одна из многих составляющих работы лидера страны — особенно такой сложной страны как Украины?
В руках Зеленского сейчас фантастический объем политического капитала в виде мандата доверия почти трех четвертей принявших участие в выборах граждан Украины. Но вот сумеет ли следующий президент грамотно распорядится этим политическим сокровищем? Не утечет ли оно у него сквозь пальцы словно золотой песок?
Я понимаю, что безбожно затянул с политическим философствованием и с изложением своих мрачных предчувствий. Но уже на следующее утро после президентских выборов можно было заметить: Зеленского начали стремительно лишать свободы маневра, опутывать по рукам и ногам. Уходящий президент Петр Порошенко и спикер Верховной Рады Андрей Парубий удвоили усилия с целью скорейшего принятия нового закона о государственном языке, предусматривающего тотальную украинизацию. Напомню, что одной из причин политического взрыва на юго-востоке Украины пять лет тому назад было принятие киевским парламентом мер, которые откровенно дискриминировали русскоязычные регионы Украины.
С точки зрения интересов Украины как государства, которое пытается не допустить дальнейшего развала своего единства, новый языковой закон является провокационным и контрпродуктивным. Но вот если смотреть с точки зрения ревнителей идеологической чистоты украинской государственности в ее самом экстремистском и русофобском варианте, то речь идет о вполне оправданном хитроумном политическом маневре.
На пути раздавшего немало туманных обещаний в том числе Юго-Востоку Зеленского ставится изощренный капкан, которого ему будет очень сложно избежать. Понимает ли избранный президент Украины, что друзья и враги (в условиях украинской политики отличить одних от других не всегда просто) не оставляют ему времени для раскачки? У меня нет ответа на этот вопрос - на этот, а также на более общий, важный и фундаментальный: who is Mr Zelenskiy?
Сейчас у всех на устах аналогия с другим «нетипичным президентом» - Дональдом Трампом. Сравнить двух политиков не совсем корректно. Как явствует из различных разоблачительных книг авторитетных авторов, Трамп не хотел и не планировал становиться главой США. «Борьба» за президентский пост была для него своего рода развлечением, изощренным приколом, способом повышения собственной узнаваемости.
В случае с Зеленским ни о какой неожиданной победе не может быть и речи: он был лидером президентской гонки достаточно давно. Но по степени своей неподготовленности к реальному управлению страной «украинский Трамп», действительно, вполне сравним со своим американским коллегой. Это рождает целую серию новых вопросов, без ответов на которые нам не понять суть того, что произошло на Украине.
В руках у Владимира Зеленского скоро появится власть — или, точнее, формальные атрибуты власти. Что он намерен делать со всем «хозяйством»? Устроит ли его роль ширмы, публичного лица нового режима или он настроен не только царствовать, но и управлять?
Если первое, то кто будет скрываться за этой ширмой? Если второе, то с чьей помощью, как и ради чего он намерен управлять? Какие основные цели и задачи перед собой ставит президент Зеленский — кроме сохранения власти, разумеется?
Состав будущей команды президента Зеленского частично уже обнародован. Но из этого обнародованного прежде всего в рекламных целях — мол, не говорите, что у этого комика и политического неофита нет своей подготовленной команды! - длинного перечня советников пока решительно ничего не понятно.
Для оценки будущего украинского лидера не обязательно знать полный кадровый состав его администрации — вплоть до последней «клеточки». Но для подобной оценки абсолютно необходимо знать состав его ближнего круга: к кому он на самом деле прислушивается, а кто числится в его свите только для декорации? Кто является его правой рукой и политическим идеологом? Какова суть его отношений с украинским олигархатом и его реальная база поддержки в украинских властных структурах?
Способен ли вообще Зеленский чем-то управлять, или предел его способностей - это хорошо провести дебаты? Пока мы не получим ответы на эти и другие вопросы мы не сможем понять и то, как будут выглядеть отношения Москвы и Киева при новом президенте Украине.
Пока Зеленский поставил перед собой в этой сфере вполне реалистичную цель-минимум: добиться освобождения украинских моряков, участвовавших в устроенной Порошенко в прошлом году провокации в Керченском заливе.
В принципе Москва может пойти на такой шаг. Но у Кремля должна быть для этого веская причина. Желание сделать приятное новому президенту Украины на роль такой причины не тянет. Авансов в отношении Зеленского быть не должно. Авансы Трампу, если кто забыл, пользы нам не принесли. Дмитрий Песков заявил, что о новом лидере незалежней Москва намерена «судить только по его конкретным делам». Осторожная позиция — но, видимо, единственно верная в нынешней ситуации.
Читайте материал «Команда президента Зеленского: с кем он будет управлять Украиной»