Как и в сжатом пересказе Уильяма Барра, в полной версии доклада Мюллера четко прописано, что он не нашел доказательств сговора команды Трампа с Россией. Значительная часть документа посвящена рассказу о том, как именно агенты Москвы пытались повлиять на результаты голосования.
Как утверждается, сотрудники ГРУ взломали сервера демократической партии, а затем слили эти данные WikiLeaks. Штаб Трампа тоже вел переписку с созданным Ассанжем порталом утечек, но напрямую с россиянами не общался. Да, Москва хотела прихода к власти Трампа, а тот, в свою очередь, не гнушался использовать в своих целях утечки и компромат на противников. Но прямого заказа на взлом от штаба политика российским агентам не поступало, установило расследование Мюллера.
А вот вопрос с препятствованием правосудию уже интереснее. Если верить спецпрокурору, Трамп несколько раз пытался прекратить его расследование. Когда президент узнал о том, что дело в отношении него открыто, он был шокирован. «Боже мой, — сказал Трамп. — Это ужасно. Это конец моего президентства. Меня поимели».
После этого, в июне 2017 году, глава Белого дома приказал своему советнику Дональду Макгану отстранить Мюллера от расследования. Президента спасло то, что Макган в итоге не послушался, иначе этот случай стал бы основанием для обвинения президента в воспрепятствовании правосудию. Затем Трамп пытался через своих подчиненных ограничить полномочия спецпрокурора, и вновь безуспешно. Мюллер счел, что раз попытки Трампа не увенчались успехом, то и оснований для обвинений нет.
Глава Минюста Барр объяснил поведение главы государства так: «Президент был обескуражен и разозлен из-за искренней веры в то, что расследование призвано подорвать его президентство, инициировано его политическими оппонентами и подпитывается незаконными утечками».
Трамп расценил публикацию полного доклада как окончательный проигрыш его противников. «Игра окончена», — опубликовал он запись в своем Твиттере. Однако демократы считают, что еще повоюют.
Во-первых, значительная часть доклада — иногда целые страницы — закрашена черным. Это было сделано, чтобы защитить секретные данные американской разведки, информацию о третьих лицах, а также сведения, которые относятся к текущим расследованиям (по этой причине текст замазывали черным чаще всего – в 69% случаев).
Мощной «редактуре» подверглась, например, состоящая из 22 страниц часть, посвященная попыткам российских социальных медиа повлиять на выборы президента США в 2016 г. Также много зачерненных фрагментов в 12-страничной части доклада, где речь идет о встрече в Trump Tower между российскими представителями и сторонниками Трампа.
Оппозиция полагает, что именно в скрытых деталях и кроется дьявол. Генпрокурор Барр в ответ на призывы демократов согласился показать секретную часть доклада избранным законодателям с условием, что все увиденное останется за закрытыми дверями.
Во-вторых, из полной версии документа становится ясно, что Мюллер рекомендовал Конгрессу, а не главе Минюста Барру решить, мешал ли президент правосудию. Палата представителей, контролируемая демократами, уже вызвала спецпрокурора для ответов на вопросы перед Конгрессом.
Тем не менее даже на главном антитрамповском телеканале CNN признали, что оснований для импичмента президента полный доклад не прибавил. Даже если оппозиционная Палата представителей проголосует за отстранение Трампа, эта инициатива совершенно точно не получит поддержки в контролируемом республиканцами Сенате. Означает ли это, что глава Белого дома действительно «чист»? За все время расследования Мюллер так и не смог ответить на этот вопрос, в чем открыто признался: «Если бы у нас после тщательного расследования была уверенность в том, что президент совершенно точно не препятствовал правосудию, мы бы указали это».
Хотя в плане реальных результатов такая формулировка мало что дает демократам, в плане риторики ее возможно раскручивать бесконечно. Кроме того, можно сдуть пыль с подзабытых на фоне «российского дела» обвинений против Трампа. Например, с удвоенной силой начать требовать от него обнародовать налоговую декларацию, утверждая, что политик уходил от налогов. Или вспомнить про дело порно-актрисы Сторми Дэниэлс, которой Трамп якобы платил за молчание об отношениях с ним.
«Над Трампом нависало не только расследование Мюллера, — напомнил в разговоре с «МК» главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Васильев. — Палата представителей расследует дела его бизнес-империи, проблему неуплаты налогов и возможные внешние финансовые связи. Потенциал этих дел даже гораздо более серьезный.
Что касается доклада Мюллера, то демократы в ближайшее время постараются все-таки использовать его по полной. Вряд ли они могут начать второе расследование, но они могут инициировать всевозможные дополнительные расследования по линии комитетов Палаты представителей.
Самого Мюллера собираются вызывать для дачи показаний по поводу работы его комиссии. Вполне возможно, что его неосторожные или вообще любые высказывания могут дать толчок новым расследованиям. Во всяком случае, демократы не успокоились. Они считают, что «российское дело» нельзя считать закрытым. Возможно, они будут говорить, что на комиссию оказывалось давление, возможно, будет делаться упор на то, что документ неполный, страдает изъянами.
Короче говоря, они будут пытаться бросить тень на сам доклад. Правовые последствия после публикации вряд ли будут, но политическая возня продолжится».