Согласно принятой в Израиле политической системе, граждане страны избирают только Кнессет, который, в свою очередь, выбирает и президента, и премьер-министра, и некоторых других высших должностных лиц (включая, в частности, государственного контролера, сочетающего в себе функции главы счетной палаты и уполномоченного по обращениям граждан). Именно поэтому выборы в Кнессет имеют для Израиля куда большее значение, чем, например, для России — выборы депутатов Государственной думы. Политическая судьба самого Биньямина Нетаньяху на ближайшие годы тоже решится 9 апреля…
Некоторые крикливые любители копирования отдельных американских политических норм выступают за то, чтобы и в Израиле срок пребывания главы правительства на своем посту был ограничен двумя каденциями подряд, на одном лишь этом основании настаивая на уходе Биньямина Нетаньяху, уже отработавшего четыре срока. Даже в США, однако, никто не считает проблемой тот факт, что во время Второй мировой войны страну возглавлял Франклин Делано Рузвельт, работавший в то время на посту президента третий, а затем (несколько месяцев до своей кончины) и четвертый срок. Напомним, что в ноябре 1940 года Ф.Д.Рузвельт был избран на третий срок, получив поддержку 449 выборщиков, тогда как за его конкурента-республиканца Уэнделла Уилки голосовали лишь 82. В ноябре 1944 года Ф.Д.Рузвельт был переизбран на четвертый срок подряд при поддержке 432 выборщиков, тогда как за республиканца Томаса Дьюи голосовали лишь 99. Во всех книгах по истории США Ф.Д.Рузвельт называется одним из самых выдающихся руководителей этой страны за всю ее историю.
И в других странах «свободного мира» власть отнюдь не всегда ограничивает себя двумя сроками. Полезно напомнить, что канцлер Ангела Меркель в марте прошлого года начала свою четвертую подряд каденцию на высшем посту в структуре исполнительной власти Федеративной Республики Германия: пост канцлера она занимает непрерывно с ноября 2005 года. Премьер-министр Голландии Марк Рюгге работает на своем посту третий срок подряд, вот уже девятый год, с 2010 года, и никуда уходить не собирается. В Венгрии глава правительства Виктор Орбан в 2018 году вступил на четвертый срок: он уже занимал этот пост в 1998–2002 годах, а с 2010 года остается на нем бессменно. Владимир Путин впервые возглавил Российскую Федерацию 1 января 2000 года, все эти годы оставаясь самым популярным политиком в стране.
Понятно, что ни один из этих государственных деятелей не может и близко сравниться с королевой Великобритании, занявшей свой пост еще при жизни Сталина, шестьдесят семь лет назад, но они живут и избираются по другим правилам. Однако важно понимать, что сам по себе принцип сменяемости власти каждые несколько лет не нужно превращать в аксиоматическую догму: если граждане Германии, Голландии, Венгрии, России раз за разом имеют право оказывать доверие одним и тем же политическим лидерам, такое право имеют и граждане Израиля.
Биньямин Нетаньяху был впервые избран на свой пост на первых прямых выборах главы правительства, состоявшихся 29 мая 1996 года. Ровно три года спустя он выборы проиграл и ждал долгих десять лет, пока Израиль последовательно возглавляли Эхуд Барак, Ариэль Шарон и Эхуд Ольмерт. 31 марта 2009 года Биньямин Нетаньяху вернулся на пост главы правительства и с тех пор еще дважды — в 2013-м и на досрочных выборах в 2015 году — переизбирался на этот пост, обеспечив Израилю беспрецедентно высокую внутриполитическую стабильность. Со времен первого премьер-министра Израиля, Давида Бен-Гуриона, которого многие в стране не без оснований считают отцом-основателем государства, Нетаньяху — первый, кому удалось выиграть выборы три раза подряд.
С большой вероятностью он выиграет их и сейчас, и на то есть ряд очевидных причин. С течением времени Нетаньяху превратился в израильской политике в Гулливера среди лилипутов. Политиканы, которых не объединяет меж собой ничего, кроме желания свалить Нетаньяху, объединились в список, который назвали «Бело-голубые» (по цветам израильского флага), однако ни у одного из тех, кто входит в первую пятерку этого блока, нет вообще никакого внешнеполитического опыта.
Биньямин Нетаньяху только что пятнадцатый раз побывал в Кремле, где произошло событие, подобного которому не было никогда прежде: на официальной церемонии в Министерстве обороны России, в присутствии начальника Генерального штаба Российской армии Валерия Герасимова и премьер-министра Государства Израиль, были отданы последние воинские почести танкисту Армии обороны Израиля Захарии Баумелю, пропавшему без вести в ходе боя в районе деревни Султан Якуб в Первую Ливанскую войну 10–11 июня 1982 года; главе правительства Израиля были вручены найденные российскими военными на территории Сирии личные вещи Захарии Баумеля. Незадолго до этого, 25 марта, Биньямин Нетаньяху в очередной раз был в Белом доме в Вашингтоне, где добился от президента Дональда Трампа признания израильского суверенитета над Голанскими высотами; между этими датами он успел принять в Израиле новоизбранного президента Бразилии Жаира Болсонару, побывавшего в еврейском государстве с визитом, продолжавшимся с 31 марта по 4 апреля. Никто из оппонентов Нетаньяху ничего не может противопоставить его феноменальным успехам в области внешней политики.
Нечего противопоставить и замечательным макроэкономическим показателям Израиля: ВВП на душу населения вырос за время правления Нетаньяху на 50% — с 27 с половиной долларов в 2009 году до более чем 40 тысяч долларов в настоящее время, тогда как уровень безработицы снизился почти вдвое — с 7,6% в первом квартале 2009 года до 4% сейчас. 2018 год стал рекордным для израильского туризма: страну впервые посетили более четырех миллионов человек (в 2009 году — только 2 миллиона 314 тысяч). Израильский шекель — одна из самых стабильных мировых валют; его нынешний курс — 3,60 шекеля за доллар — идентичен обменному курсу в начале осени 2008 года. Израильтяне помнят, как в середине 1980-х деньги обесценивались ежедневно и в итоге, превратившись в фантики, были обменены в соотношении тысяча к одному — и, очевидно, хотят избежать возвращения в те времена, и потому естественно их нежелание менять очень успешного главу правительства на кота в мешке.
Собственно, его конкуренты предлагают в мешке не одного кота, а целых двух: бывший глава Генерального штаба армии Бени Ганц, ни разу не занимавший какого-либо поста в гражданских органах власти и управления, но сразу желающий занять пост наивысший, и лидер партии с претенциозным и глупым названием «Есть будущее» (а то без него, можно подумать, будущее не наступит) Яир Лапид, просидевший четыре последних года в деструктивной оппозиции, подписали между собой соглашение о ротации на посту премьер-министра.
Многих израильтян бросает в дрожь сама мысль о том, что Яир Лапид, не имеющий законченного не только высшего, но даже среднего образования, никогда не изучавший ни в одном университете проблемы общества и политики и не отвечавший ни за что имеющее отношение к сферам обороны и безопасности, может на полтора года оказаться главой правительства страны, противостоящей ХАМАСу на юге, «Хезболле» — на севере и полураспавшейся администрации Абу Мазена — на востоке. У Ганца и Лапида нет никакой внятной альтернативной программы ни в области внешней политики, ни обороны, ни экономики — вся их риторика строится на том, что «Нетаньяху должен уйти», потому что его продолжающееся пребывание на посту премьер-министра якобы разрушает какие-то им одним ведомые основы израильской демократии. При этом возглавляемый Нетаньяху «Ликуд» сформировал свой предвыборный список в ходе демократических праймериз, в которых приняли участие более ста тысяч человек; кто же и как формировал список «бело-голубых» — неведомо: он был согласован в ходе подковерных келейных переговоров и «спущен» гражданам, напомнив о худших временах 1950–1970-х годов, когда почти половина депутатов Кнессета получали свои мандаты по решению внутрипартийной комиссии ЦК Партии труда.
По сути, как раз туда, в 1950–1970-е годы, «бело-голубые» и хотят вернуть Израиль. В «Ликуде» на праймериз первое место занял прибывший в Израиль из Советского Союза 32 года назад Юлий Эдельштейн, брат и отец которого и поныне живут в России, но в списках от партий генералов армии в отставке Бени Ганца и Буги Яалона (они вошли в объединенный блок «бело-голубых») не нашлось места ни для одного из выходцев из Советского Союза! Пусть Высоцкий и переборщил, спев, что «там на четверть бывший наш народ», но как минимум каждый девятый израильтянин говорит и думает по-русски, однако политического представительства в списке, претенциозно заявляющем о себе как о выступающем от имени всего общества, русскоязычные израильтяне не получили. У Нетаньяху «наши» люди занимали посты председателя парламента (Юлий Эдельштейн), министров иностранных дел и обороны (Авигдор Либерман), охраны природы и национального наследия (Зеэв Элькин); «бело-голубые» же обещают одному из кандидатов от партии Яира Лапида — Йоэлю (Константину) Развозову — лишь пост министра абсорбции иммигрантов! «Русские» евреи не нужны им ни в каком качестве, кроме как в качестве «абсорбируемых»; они сформировали свой блок, основу которого составляют отставные генералы, профсоюзные функционеры и известные тележурналисты, — и им хорошо и комфортно делить власть среди своих, и только среди своих. Стоит ли удивляться тому, что большинство израильтян не хотят отдавать свои голоса тем, кто отбросит страну, прошедшую большой путь в направлении социального равенства, на десятилетия назад?!
На выборах в Кнессет баллотируются целых 39 партий, и не исключено, что до трети из них преодолеют электоральный барьер, что превратит задачу Нетаньяху по формированию своей пятой правительственной коалиции в крайне сложную. Однако и для Израиля, и для России важно, чтобы он с этой задачей успешно справился и чтобы двусторонние отношения, находящиеся на самой высокой точке своего развития за все годы межгосударственных связей, продолжали укрепляться на благо народов обеих стран.