Известие о том, что в московских СИЗО приостановили занятия заключенных йогой из-за обращения сенатора Мизулиной в Генпрокуратуру с просьбой проверить их на соответствие закону, вызвала неожиданно большой резонанс. И сразу вырисовалось несколько проблем. Одна из них — реакция официальных органов власти на, казалось бы, совершенно абсурдные заявления экспертов (Мизулина приобщила письмо сектоведа Дворкина, который уверял, что йога в СИЗО может привести к гомосексуализму и голодным бунтам). «МК» писал: йогу прекратили из-за прокурорских проверок по факту именно из-за этого запроса. Но некоторые СМИ, подхватившие новость, неосторожно выдали: йогу запретила Мизулина.
«В моем письме в адрес Генпрокурора не содержалось требований запретить проведение занятий йогой в СИЗО», - заявила сенатор. И добавила: «Это типичный пример фейковых новостей».
- Происходит то, о чем мы предупреждали, когда выступали против принятия нового закона, - говорит член СПЧ, завкафедрой журфака МГУ им. Ломоноса Иван Засурский. - По тому, как будут развиваться события, станет понятно, будут ли представители власти использовать этот закон для того, чтобы корректировать собственные высказывания и требовать этого от СМИ.
Да, Мизулина в своем запросе не писала открытым текстом, что требует запретить йогу. Но вряд ли кто может сомневаться, что ее обращение в Генпрокуратуру было не с целью поддержать йогу. Очевидно, что любая проверка создает проблемы.
Как у представителя власти, у сенатора есть полномочия и право не реагировать на какие-то обращения, особенно если они попахивают мракобесием. Зачем их переправлять дальше?
Политикам нужно быть аккуратнее в своих высказываниях и поступках, а не винить во всем СМИ. Но сам закон теперь позволяет придраться к средствам массовой информации.
- Всегда можно найти какую-то неточность в критической информации и оценить это как фейк, - добавляет один из соавторов Конституции Илья Шаблинский. - Норма о фейковых новостях дополняет запрет на критику власти. И сейчас мы видим, как это начинает работать.
И все же куда важнее, вернется ли йога в СИЗО. Об этом мы спросили замдиректора ФСИН России Валерия Максименко.
- Валерий Александрович, в самой ФСИН тоже опасаются, что йога приведет к гомосексуализму и бунтам за решеткой?
- Нет, конечно же, ни к чему подобному не приведет. Уже более полугода длится этот эксперимент на базе двух московских СИЗО. И результаты достаточно впечатляющие. Главное, что те, кто посещал занятия, стали меньше болеть, они практически не обращаются к врачам за медицинской помощью.
- А голодные тюремные бунты, которыми по сути грозит Дворкин?
- Какие бунты? Наоборот, люди стали более дисциплинированы. Те кто посещали занятия йогой, перестали допускать нарушения режима, а это уже огромный плюс. Сейчас мы подводим промежуточные итоги, но уже можно сказать, что польза занятий йогой — несомненна. Кроме того, ни один из занимавшихся не объявил о смене своей ориентации, поэтому Дворкину можно быть совершенно спокойным.
- А вообще есть ещё священники-богословы, которые выступают против занятий йогой? И боятся ли во ФСИН угрозы гомосексуализма (пусть не из-за йоги, а чего-то еще)?
- Наверное, есть, но я о них не слышал. Понимаете, каждый человек имеет право на собственное мнение, у нас демократическая страна.
Про гомосексуализм... Если помните, статья за однополые отношения давно отменена. И если кто-то выбрал для себя этот путь, мы ни в коей мере не имеем права это осуждать и запрещать. Это частная жизнь человека, и вмешиваться туда нельзя. И запрещать кому-либо что-то, наверное, будет не совсем правильно, если это не запрещено законом. И не важно, богослов вы или сенатор, ваше мнение - это только мнение, оно не может быть аксиомой для других людей и не надо его навязывать. Приведу вам один пример.
Не так давно в качестве эксперта я принимал участие во Всероссийском общественном приеме Министра Юстиции Российской Федерации Александра Коновалова. И вот пришел один гражданин с вопросом, почему его не ставят в очередь на получение субсидии для приобретения жилья.
Оказалось - очень давно, когда он жил в каком-то маленьком городе, получил по программе «молодая семья» какие-то деньги, которые израсходовал на приобретение квартиры.
Сумма там, правда, была небольшая, её даже на полкомнаты не хватило бы. А сейчас этот гражданин живет в Москве, и квартиры той нет, и прошло уже лет двадцать, и семья уже не молодая, а может, уже и совсем другая, новая, и из-за того, что раньше он что-то получил от государства, права получить ещё раз у него нет.
Во всех министерствах и ведомствах тысячи людей обращались с такими просьбами и им отказывали. Мы запросили Минстрой. И нам ответил один чиновник из какого-то подразделения этого министерства: да, если хоть раз деньги от государства получил, то больше нельзя. Такие вот у них в Минстрое инструкции.
Так вот, Министр юстиции Коновалов объяснил, что указание одного ведомства не является законом! И что никто не давал Минстрою права определять - положено гражданам нашей страны получение субсидии или нет. И что обратившийся человек имеет полное право на постановку в очередь, исходя из тех оснований, которые есть в данный момент.
- Ого, то есть сотни тысяч людей теперь могут надеяться на получение жилья?
- Да. И никакие рекомендации никаких ответственных чиновников не имеют никакой силы, потому что в нашей стране главенствует закон. Как результат - то решение об отказе в субсидии пересмотрено, пересматриваются и другие случаи отказов людям на основании того, что когда-то они что-то получили...
Вы знаете, я тоже юрист и мне, если честно, было стыдно, что мы не разобрались раньше, а махали этой бумажкой, полученной от какого-то чиновника из Минстроя и с пеной у рта доказывали гражданину, что ему ничего не положено.
И второе - отчетливо понимаешь смысл фразы про то, что надо учиться и учиться, и делать это всю жизнь. Я рад, что юстицией в нашей стране руководит такой человек, как Александр Владимирович. Юстиция в переводе с латинского - это справедливость, в Коновалов, выходит, — министр справедливости.
- Это что — подхалимаж? Коновалов ведь ваш начальник.
- Мой начальник - Геннадий Корниенко, директор ФСИН.
- Но ФСИН же подчиняется Минюсту?
- Не совсем так. ФСИН - это федеральный орган исполнительной власти, подведомственный министерству юстиции по вопросам нормативно-правового регулирования.
- Про жилье это очень интересно и важно - но всё-таки, что же с йогой в СИЗО?
- Я вам этот пример с письмом из Минстроя привел к тому, чтобы вы услышали: не может быть указание никакого чиновника, депутата или богослова приказом к исполнению. Есть законы Российской Федерации, вот они обязательны к исполнению, а остальное - это лишь слова, чье-то мнение...
И нет ни одного закона, который бы запрещал спортивные и оздоровительные упражнения на территории нашей страны. Физкультура и спорт, пропаганда здорового образа жизни - это политика нашего государства. Мы все делаем для того, что бы наши граждане были здоровы. И не важно, где - на свободе или в СИЗО. Это все равно граждане нашей страны.
ФСИН в феврале запустила программу спортивных и физкультурных мероприятий по всей стране. Во многих СИЗО (вы первые об этом писали) создаются уже не просто прогулочные дворики, а спортивные, оборудованные турниками и тренажерами - чтобы люди могли даже в тюрьме поддерживать своё здоровье. Это тоже борьба за здоровье нации.
- Мы выступали с инициативой начать занятия еще и по цигуну. Они будут?
- Конечно. И ещё хотел вас поблагодарить за помощь в подборе специалистов по дыхательной гимнастике цигун для преподавания в СИЗО. Мы в ближайшем времени начнем эти занятия для наших подопечных. Таким образом мы вместе с вами вносим посильную лепту в борьбе за здоровье нации.
Резюмируя: занятия йогой, конечно же, будут. Мы планируем после обобщения итогов эксперимента распространить этот положительный опыт (присоединив к нему дыхательную гимнастику) по всей стране.