Командующий ливийской национальной армией Халифа Хафтар с 2014 года собирал силы для решающего наступления на столицу. В четверг, 4 апреля, войска фельдмаршала наконец двинулись на Триполи. Им удалось окружить город с трех сторон и получить контроль над недействующим аэропортом. Очевидцы сообщают, что видели повстанцев в 15 км от центра города. Одна из крупнейших ливийских военных группировок под названием «Специальные силы сдерживания», которая ранее поддерживала правительство национального единства в Триполи, объявила о своем переходе на сторону Хафтара. Эксперты на прошлой неделе подчеркивали: если фельдмаршалу удастся договориться с местными милициями, взять столицу для него не составит особого труда.
Хотя международное сообщество, Россия в том числе, в один голос заявляет, что у ливийского кризиса нет военного решения, Хафтара это, похоже, не очень волнует. На его стороне крупные региональные игроки — Египет и Саудовская Аравия, а с Москвой и Вашингтоном он, судя по всему, рассчитывает в конечном итоге договориться. Ведь он около 20 лет прожил в Соединенных Штатах, имеет американское гражданство и два раза побывал в России.
Точная дата рождения Халифы Хафтара неизвестна, но считается, что он родился примерно в 1943 году. Первое военное образование будущий фельдмаршал получил в Бенгази, а в 1960-х продолжил обучение в СССР. В 1969 г. он участвовал в ливийском военном перевороте, приведшем к власти Муаммара Каддафи. Эксцентричный лидер Джамахирии возвысил Хафтара и доверил ему командование армией во время войны между Ливией и Чадом. Однако ставленник надежд не оправдал: армия арабской страны потерпела позорное поражение, а Хафтара вместе с 700 сослуживцами взяли в плен.
После этого инцидента отношения Каддафи и Хафтара разладились. Освободившись из плена, военачальник на родину так и не вернулся, предпочтя присоединиться к Национальному фронту спасения Ливии. Это движение выступало за свержение Каддафи и поддерживалось Соединенными Штатами. В 1990 г. Хафтар и еще несколько сотен его сторонников перебрались в Америку.
Об американском периоде жизни опального военного известно немного. По некоторой информации, все это время он строил планы мести Каддафи: готовил перевороты и покушения на ливийского лидера. О смене власти в Ливии мечтал и тогдашний глава Белого дома Рональд Рейган, который однажды назвал Хафтара «бешеным псом» Ближнего Востока. Но первая попытка свергнуть главу Джамахирии, предпринятая сторонниками Хафтара в 1996 году, провалилась. Тем временем ливийский режим заочно вынес ему смертный приговор...
Все эти годы экс-военачальник, получивший гражданство США, жил в штате Виргиния. Там же располагается штаб ЦРУ, что дало почву для спекуляций о сотрудничестве ливийца с американскими спецслужбами. Подтверждений этому, однако, не было найдено.
В 2011 году, когда старый враг, Каддафи, все же лишился трона, причем без его участия, Хафтар вернулся в Ливию, но не нашел себе места в системе новой власти и снова уехал в США. Правительство в Триполи затем перешло под контроль исламистов, и парламенту пришлось передислоцироваться в Тобрук. Страна погрузилась в хаос и двоевластие, значительные территории заняли террористы. Зато Хафтар наконец-то оказался на коне. В 2014 году после короткого пребывания в Америке он запустил в Ливии «операцию «Достоинство», призванную положить конец разрухе.
Власти в Тобруке провозгласили Хафтара командующим ливийской национальной армией. Верные фельдмаршалу войска захватили восточную часть страны, в том числе второй по численности населения город Бенгази. Одновременно армия боролась с «Исламским государством» и «Аль-Каидой» (террористические организации, запрещенные в РФ. — «МК») и брала под свой контроль важные нефтяные месторождения. Но главным врагом фельдмаршала, по его собственным заявлениям, оставалось правительство в Триполи.
В начале 2017 года Хафтар посетил Москву и провел переговоры по видеосвязи с министром обороны РФ Сергеем Шойгу. Официальной темой встречи стала борьба с терроризмом, но западные СМИ писали, что ливийский военачальник просил помочь ему оружием, а Москва в ответ планировала разместить свои базы на берегу Средиземного моря.