Порошенко, гудбай: Что нужно России от президентских выборов на Украине

Кандидатов много, а реального выбора нет

Кандидатов много, а реального выбора нет — размышляя о президентских выборах на Украине, я то и дело вспоминаю этот затертый пропагандистский штамп советских времен. С точки зрения самих украинцев, выбора на выборах хоть отбавляй — попробуй упомнить фамилии всех 39 кандидатов. Но вот с точки зрения интересов России выбора на украинских выборах действительно нет. На шестом году ссоры двух славянских сестер новый (или старый) президент Украины не может быть не то что пророссийским, но даже просто дружественно настроенным по отношению к Москве политиком.

Кандидатов много, а реального выбора нет
Фото: president.gov.ua

Любой исход украинских выборов так или иначе будет плох для России. Но это не значит, что мы должны абстрагироваться от происходящего у соседей и пожелать им и дальше вариться в собственном соку. История никогда не развивается линейно — в виде прямых отрезков, ведущих из пункта А в пункт В. История всегда развивается витками и зигзагами. История всегда состоит из нюансов и деталей. Историю творят живые люди со своими заблуждениями, тараканами в голове или, напротив, со своими догадками и гениальными провидческими идеями.

Какой именно из обладателей заблуждений и комплексов (гениальных провидцев среди украинских президентских кандидатов что-то не наблюдается) в качестве следующего главы соседнего государства наиболее выгоден нашей стране? Когда в прошлом году я несколько раз общался с группой украинских журналистов и экспертов, они довольно часто мне втолковывали: если вы, россияне, хотите утопить кого-то из наших политиков, начинайте публично его хвалить. А если вам надо продвинуть кого-то из наших, осыпайте его как можно громче самыми страшными проклятиями.

Очень может быть, что в этом совете что-то есть. Но, увы, мои профессиональные обязанности не позволяют мне полностью ему последовать. Однако в то же самое время моя совесть чиста. При всем своем желании я не могу назвать имеющего реальные шансы на победу наиболее оптимального для России кандидата. Как уже было дано понять выше, такого кандидата просто нет в природе. Я могу лишь назвать кандидата, чья победа является наименее оптимальной для нашей страны. И да, вы догадались правильно. Я имею в виду действующего президента Украины Петра Алексеевича Порошенко.

«Властитель слабый и лукавый над нами властвовал тогда» — эти строки наш великий Пушкин написал про своего современника — императора Александра I. Но бьюсь об заклад: если бы Пушкин жил в первой четверти XXI века, про Петра Порошенко он написал бы что-то не менее верное и не менее уничижительное. Не буду кривить душой: я не считаю Петра Порошенко стопроцентным слабаком. У Пороха — так его называют в российской политической элите — наличествует прекрасно развитый инстинкт политического самосохранения. Индивидуума по имени Петр Порошенко это делает очень опасным политическим оппонентом. Но из-за того, что все действия Петра Порошенко продиктованы именно этим инстинктом, он является очень слабым президентом украинского государства.

Я не собираюсь никого призывать к самопожертвованию. Но я хотел бы рассказать историю знаменитого ирландского политика, одного из отцов независимости своей страны Майкла Коллинза. Когда в 1916 году в Ирландии началось восстание против многовекового британского владычества, Коллинз был одним из главных лидеров революционеров и организаторов партизанской войны. Пять лет спустя измотанные партизанской войной англичане были готовы к переговорам о фактическом предоставлении Ирландии независимости. И Коллинз на такие переговоры пошел, прекрасно понимая неизбежность болезненных взаимных уступок. После многих месяцев взаимных боданий британская и ирландская делегации сумели достичь компромисса. Поставив под соглашением подпись, Коллинз предрек свою смерть: мол, экстремисты на моей родине не простят мне, что, выбив у Лондона множество уступок, я тоже пошел на некоторые встречные уступки. Так и случилось: его очень быстро застрелили свои. Но подписанное Коллинзом соглашение выжило. С тех самых пор Ирландия и Великобритания живут рядом пусть не как закадычные друзья, но как уважающие друг друга соседи.

Я, естественно, никоим образом не сравниваю Россию с британскими колонизаторами, которые в течение многих веков вытягивали из Ирландии все соки. Но я все равно убежден: для того чтобы быть успешным лидером своей страны, любой президент Украины должен обладать некоторыми качествами Майкла Коллинза — бесстрашием, мужеством, готовностью идти на компромиссы с оппонентами своего государства. Владимир Путин любит повторять, что в России и на Украине живет один и тот же народ. Я не согласен с этим тезисом Президента РФ. Когда-то мы действительно были одним народом. Но сейчас мы либо им уже не являемся, либо находимся в процессе окончательного и бесповоротного развода. Братства не вернуть. Но вот что можно и нужно вернуть, так это пусть не очень близкие, но корректные и взаимовыгодные отношения, которые существуют между соседями, которые не могут переехать и поэтому, как прагматичные люди, вынуждены смириться с фактом существования друг друга «в квартире напротив».

Мы — Россия и Украина — никуда друг от друга не денемся. Рано или поздно нам придется пройти по пути, по которому за сто лет до нас прошли Великобритания и Ирландия. Как умный и прагматичный политик, Петр Порошенко прекрасно это понимает. Но как человек, который не хочет рисковать и заботится только о своих собственных узкокорыстных интересах, он идет в прямо противоположном направлении — по пути наименьшего сопротивления, по пути бесконечных уступок самым националистическим и экстремистским силам внутри украинского общества. Порошенко последовательно заводит отношения между Москвой и Киевом в болото — в трясину, выйти из которой с каждым годом будет все тяжелее и тяжелее.

Патриотически настроенные украинцы мне на это, естественно, возразят: до состояния трясины наши отношения довел не Порошенко. В нынешнем состоянии отношений виновата Москва. Что ж, каждый имеет право на собственную интерпретацию нынешнего положения вещей. Но какой бы эта интерпретация ни была, это ни на йоту не меняет общей картины: если Москва и Киев не придут к какому-либо взаимоприемлемому компромиссу, то в исторической перспективе в проигрыше неизбежно окажутся обе стороны. Есть ли у меня уверенность, что Зеленский или Тимошенко в этом плане окажутся более успешными и целеустремленными лидерами, чем Порошенко? Нет у меня такой уверенности — нет и быть не может. Но любой новый лидер Украины обязательно привнесет что-то новенькое. Возможно, это новенькое будет со знаком плюс, возможно, со знаком минус. Но, по крайней мере, у двух стран появится шанс покинуть бесконечное депрессивное и унылое «болото имени Порошенко». Вот почему я страстно хочу сказать нынешнему президенту Украины гудбай — хочу, но понимаю при этом, что так просто он не уйдет.

Если Петр Порошенко выйдет во второй тур президентских выборов, то, скорее всего, он постарается максимально быстро срежиссировать новый острый кризис в российско-украинских отношениях. Отдадим Петру Алексеевичу должное: роль провокатора у него получается лучше всего. Поэтому даже если «прощание с Порошенко» состоится, оно будет долгим, болезненным и непростым. Но в этом деле очень важно сделать первый шаг. Очень надеюсь, что украинские избиратели такой шаг сделают — не ради блага России, разумеется, ради самих себя.

Читайте нашу онлайн-трансляцию президентских выборов на Украине

Сюжет:

Президентские выборы на Украине 2019

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27940 от 1 апреля 2019

Заголовок в газете: Порошенко, гудбай?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру