Почти для любого прокурора оправдательный вердикт означает «профессиональный брак» в своей работе. Для специального прокурора США оправдательный вердикт обиден вдвойне. В силу специфики американских законов специальный независимый прокурор расследует в Америке не конкретное преступление, а конкретного человека: ищет, можно ли к нему «прицепить» хоть какое-то правонарушение. Такая система открывает огромный простор для злоупотреблений и политических игр под маской юридического процесса. Вспомним, например, с какой страстью специальный независимый прокурор США Кеннет Стар пытался в позапрошлом десятилетии низвергнуть президента Билла Клинтона из-за его «милых шашней» с Моникой Левински.
Однако специальный прокурор Мюллер оказался, видимо, менее «политически мотивированным» человеком, чем Стар. Мюллер тоже изо всех сил пытался наскрести компромат на Трампа — но так и не смог. А когда не смог — откровенно это признал. Из опубликованной американским минюстом выжимки из доклада Мюллера следует то, о чем все и так уже догадались: все свои двусмысленные поступки, из-за которых оппоненты пытались повесить на него клеймо «агент России», Трамп совершил не в силу злого умысла, а в силу своей неопытности и необычайной простоты характера.
Как уже заметили американские наблюдатели, в зависимости от своих политических симпатий доклад Мюллера можно трактовать как угодно. Враги Трампа могут упирать на то, что президент фактически не реабилитирован: Мюллер просто не сумел обнаружить достаточного количества улик, но это не значит, что таких улик нет. Сторонники Трампа с не меньшим количеством оснований могут указывать на то, что, несмотря на все свое желание «накинуть на шею президента удавку», специальный прокурор так и не смог это сделать. Другими словами, ставший для всех привычным за последние годы американский внутриполитический паноптикум продолжится — но уже в более комфортном для Трампа варианте.
Если вдруг не возникнет каких-либо других неожиданных доказательств правонарушений со стороны президента — а такую возможность, учитывая неосторожность самого «старины Дональда» и ожесточенность нынешней американской внешнеполитической борьбы, исключать нельзя, — то можно заключить: висевшее над Трампом черное грозовое облако рассеялось. Но вот над российско-американскими отношениями такое облако по-прежнему висит — висит и никуда не собирается «делать ноги».
Комментируя доклад специального прокурора США, председатель Международного комитета Совета Федерации Константин Косачев написал в социальных сетях: «Итак, долгожданный доклад Мюллера доказал то, что в России знали с самого начала: никакого сговора Трампа и кого-либо из его команды с Кремлем не было… Нам в России праздновать тут особо нечего — в наш адрес обвинения сохраняются… Но реагировать нам тут в России тоже обязательно надо. Два года непрестанной лжи. Два года политики высочайшего уровня, построенной именно на утверждении о наличии сговора… А потому два года не просто потерянных для российско-американских отношений, но просто сокрушительных для них. Кто-то ответит за этот ущерб? Кто-то извинится? Кто-то будет что-то корректировать?»
Понимая и в значительной мере разделяя чувства уважаемого Константина Иосифовича, я хотел бы тем не менее несколько по-иному расставить акценты. С точки зрения американской политической элиты из краткого содержания доклада Мюллера не следует, что кто-то в США должен за что-то извиняться перед Россией. Из документа следует прямо противоположное: антироссийские меры американских властей абсолютно оправданны. Сняв с Трампа клеймо «агента Кремля», Мюллер тем не менее пришел к выводу: российские власти в лице совершенно конкретных организаций активно вмешивались в американский внутриполитический процесс. Это не просто нюанс. Это совершенно принципиальная вещь, которая требует глубокого анализа своей позиции и своих действий не только от Вашингтона, но и от Москвы.
И нет, я не намекаю на то, что за что-то должны извиняться перед Вашингтоном. Если мы перед кем-то и должны извиняться, то только перед теми, кого мы видим в зеркале. Находясь в ситуации жесткого противостояния с мировым гегемоном, мы не можем себе позволить непродуманных и не просчитанных до конца шагов, в результате которых гол будет забит в наши собственные ворота. Американский «папаша Мюллер» уверяет, что мы такие невыгодные для себя шаги сделали. Найдутся ли в современной России «штирлицы», способные это опровергнуть? Жду с нетерпением!