Готовить концепцию станут Минюст и Минэкономразвития — «с участием заинтересованных органов госвласти и экспертных организаций», а координировать работу — вице-премьер, глава аппарата правительства Константин Чуйченко. Задачи обозначены предельно кратко: «актуализация» и «систематизация» кодекса, из чего следует, что в кабинете министров считают нынешний КоАП 2001 года рождения устаревшим и хаотичным. Это поручение очевидно связано с прозвучавшей в очередной раз из уст президента установкой на ослабление административного давления на бизнес.
Глава Комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников («ЕР») сообщил «МК», что правительство не консультировалось на сей счет с профильным комитетом Думы, и ему пока «непонятно, чего именно они хотят: если решить дело многочисленными поправками, то это не новый кодекс, поправок и сейчас принимается полно, в результате чего КоАП превратился в сборник бессистемных законов». Действительно, КоАП — один из наиболее часто переписываемых российских кодексов. В прошлом думском созыве за 4,5 года было принято 263 закона, вносящих изменения в те или иные его статьи, а за 2,5 года работы Думы этого созыва — уже 98 таких законов.
Кроме того, г-н Крашенинников считает: если речь на самом деле идет о новом кодексе, то двух месяцев на написание концепции недостаточно, потому что «придется согласовывать и решать множество вопросов с заинтересованными ведомствами и органами власти». По словам депутата, работа над новым КоАП должна проходить в тесной увязке с работой по совершенствованию Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов — ведь в последние годы в УК появляется все больше статей с т.н. административной преюдицией, когда уголовная ответственность наступает лишь в случае совершения гражданином ранее аналогичных административных правонарушений. Такой подход, к примеру, применяется к вождению автомобиля в пьяном виде, к злостным неплательщикам алиментов, нарушителям правил проведения митингов, к возбуждающим вражду и ненависть в Интернете...
Два месяца, может, и мало для написания концепции кодекса, но это если начинать с нуля. В данном случае все же дело обстоит не совсем так. В декабре 2015 года депутаты внесли в Госдуму проект нового КоАПа — он стал результатом многомесячного труда специально созданной при Комитете по конституционному законодательству рабочей группы с участием представителей разных ведомств и ученых. В документе было 1582 страницы — в несколько раз больше, чем в нынешнем КоАПе. Дело в том, что авторы стремились подробно прописать особенности рассмотрения в судах дел об административных правонарушениях, особенности проведения административной амнистии (ее допускает Конституция РФ, но ни разу власти такой возможностью не воспользовались). Предлагались и новые механизмы взыскания административных штрафов.
Законопроект раскритиковали и общественные организации, и бизнес. Предполагалось, что новый КоАП вступит в силу с 1 января 2017 года, но из-за приближающихся выборов в Госдуму рассмотрение спорного документа решили отложить. Он достался в наследство Думе седьмого созыва, а в июле 2018 года был отклонен. В заключении профильного Комитета по госстроительству говорилось, что идея ввести «дополнительные виды ответственности для лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью», и увеличить сроки давности для привлечения к административной ответственности создает «неблагоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса», а некоторые новации уже введены в действующий КоАП отдельными законами. В общем, «признавая значимость и необходимость дальнейшей работы по подготовке новой редакции КоАП», предлагалось делать это «не в рамках» данного законопроекта.
Один из авторов того проекта, депутат Госдумы Дмитрий Вяткин («ЕР»), в разговоре с «МК» сказал, что нынешнее решение правительства написать новый кодекс «не сиюминутное, вопросы совершенствования административного права обсуждаются и рабочей группой Минюста, и другими ведомствами». И выразил надежду на то, что «серьезные концептуальные наработки», которые остались после предыдущей попытки, «будут востребованы».