- Во-первых, все кроме Израиля считают Голанские высоты частью Сирии. Если США станут первыми, кто поддержит претензии Тель-Авива на этот район, они полностью испортят свои отношения со странами Ближнего Востока. До сих пор Вашингтон стремился поддерживать баланс в отношениях с Израилем и арабами.
Кроме того, своим заявлением Трамп по сути признает, что США не удалось добиться тех целей, которые они ставили перед собой в начале войны в Сирии. Асад остается президентом арабской республики, готовит конституционную реформу и так далее. При этом Трамп принципиально отмежевывается от любого наследия своего предшественника Барака Обамы. В том числе, ему неприятно участвовать в войне, начатой при Обаме, и он хочет как можно скорее выйти из Сирии.
Нет никаких сомнений, что ни одно сирийского правительство не признает Голанские высоты частью Израиля. Поэтому, когда Трамп делал свое заявление, он рассчитывал на то, что сирийская оппозиция отвернется от США, и Вашингтон получит повод выйти из конфликта.
Вместе с тем, Трамп традиционно симпатизирует Израилю. В частности, в связи с этим он добился того, что теперь США признают Иерусалим столицей Израиля.
Другое дело, что у Трампа нет возможности решать сирийские вопросы единолично. Его окружение будет оказывать серьезное сопротивление на пути признания Голанских высот частью Израиля. Все-таки администрация президента США верна принципу преемственности в политике. Никто не станет отталкивать от себя арабов только из-за того, что так захотел Трамп.
- Если предположить, что США признают суверенитет Израиля над Голанскими высотами, Сирия может попытаться военным путем вернуть себе этот район?
- Нет. Во-первых, Сирия уже воевала с Израилем и опыт был печальным. Во-вторых, на повторный конфликт не решился даже отец нынешнего президента Сирии Хафез Асада, а у его сына еще меньше возможностей и страна, разоренная войной. В-третьих, для такой войны Сирии нужно заручиться поддержкой союзников — России и Ирана. Москва не хочет ссориться с Израилем, а в Тегеране достаточно людей, которые будут прислушиваться к российским коллегам в таком важном вопросе.