Простой факт – США последовательно сохраняют санкции против Москвы, начиная с 1974 года. Ровно 38 лет действовала поправка Джексона-Веника, ограничивающая торговлю с нашей страной. В момент отмены этой поправки – 16 ноября 2012 года - США ввели против нашей страны новые санкции в виде лицемерного и циничного закона Магнитского. В закон шесть раз вносились поправки, а в 2016 году он был распространен и на другие страны – США получили инструмент, в соответствии с которым вносят в реестр любых не понравившихся американцам по тем или иным причинам граждан любой страны мира.
Закон Магнитского - персональный, а США нужно было нечто глобальное, способное сдерживать развитие нашей страны. Отдельные санкции, которые США время от времени вводили в отношении наших компаний (наиболее известные случаи – давление на Тульское КБ приборостроения с 2000 по 2004 год и целый каскад санкций, обрушившийся на Рособоронэкспорт с 2006 года), уже не устраивали Вашингтон. Впрочем, свою роль в деле подготовки общественного мнения в США и странах-сателлитах он сыграл. Впоследствии принимать антироссийские законы, вводящие самые разные ограничения, стало гораздо легче.
Учитывая события 2014-2016 годов, можно предположить, что соответствующие меры готовились и в связи со спортивными скандалами. Дело РУСАДА, история с чемпионатом мира по футболу – тот градус истерии, который поднимался в СМИ, вполне позволял использовать меры по сдерживанию нашей страны. Но на тот момент уже был другой повод – Крым, поэтому ограничительные действия были предприняты лишь спортивными организациями, такими как МОК и ВАДА, да и то американцы отметились там своим присутствием. Когда градус русофобии начал спадать, Великобритания выдумала «дело Скрипаля» и США вместе с целым рядом других государств ввели новые санкции против России.
Но почему Вашингтон, Лондон и Брюссель так яростно ополчились против Москвы? Тому есть две причины – политическая и экономическая. Сперва – о первой.
В конце первого десятилетия XXI века США почувствовали угрозу своему геополитическому влиянию. Растущий Китай, уверенно укрепляющая свои позиции Россия и даже Евросоюз бросали вызов единоличной гегемонии Америки. Выход был найден в спонсировании и организации «цветных революций», которые взорвали север Африки, ударили почти по всем границам России и создали поток нескончаемых беженцев в Европу. Внутри нашей страны также нагнеталось напряжение, вылившееся в попытки устроить протомайдан в Москве. В 2012 году Путин спас нашу страну от повторения судьбы сегодняшней Украины. Тогда же стало понятно, что союз столичных НКО, сидящих на зарубежных грантах, олигархов, завязанных на Запад, и чиновников, хранящих за границей свои активы, может стать серьезной угрозой суверенитету нашей страны. В результате с 2012 по 2014 год была реализована стратегия действий, приведшая к резкому падению влияния западных грантодателей, а также поставившая элиты страны перед выбором – либо зарабатывать в России и работать на Россию, либо перестать быть российской элитой.
Потеряв возможность прямого вмешательства в российскую политику, США решили отыграться на нашей стране посредством безудержной информационной атаки, грязной психологической войны. Также в соседней Украине подорвали гражданский мир, считая, что это поставит нашу страну перед выбором, любые результаты которого можно будет использовать против Москвы.
Теперь о второй причине – экономической. Последовательное давление на Россию, повторюсь, имевшее место еще задолго до присоединения Крыма, было напрямую связано с потерей США лидерства в мировой экономической гонке. США стали терять в доле всемирного ВВП, что ужасно раздражало правящую верхушку в Вашингтоне. Но с Пекином что-то сделать было тяжело, а вот на России было решено отыграться. С одной стороны, ее экономика также развивалась слишком быстро, что создавало угрозу усиления влияния Москвы на европейском континенте. С другой стороны, отношения с Москвой были для Вашингтона не столь важны, как с Пекином. Да и доля Российской Федерации в торговле с США составляла всего 1%, чем вполне можно было пренебречь. Так что мальчика для битья американцы выбрали, и решили показательно наказать как за то, что смеет думать о суверенитете, так и за то, что последовательно усиливается.
Дело в том, что с 1990 по 2017 год Россия выросла в экономическом плане в процентном соотношении ровно так же, как и США (рост ВВП по ППС составил у обоих государств 220%), а большинство «развитых государств» показали куда меньшие темпы роста. Притом основные успехи нашей страны пришлись на время после 2000 года, а у США все было наоборот. Китай же обзавелся внушительным потенциалом в 2000% роста за 27 лет, что полностью перекроило экономическую картину мира. В том же 1990 году США давали 22% мирового ВВП, страны будущего ЕС – 29%, а на долю Китая приходились жалкие 6%, притом что у СССР было 5%, а у Индии – 4%. Через 10 лет СССР не стало, доля России ужалась до 2%, доля ЕС – до 26%, США сохранили свою первую позицию с результатом в 22%, а Индия подросла на 1%. Зато Китай показал уже 11% в мировой доле ВВП, и было понятно, что он будет рваться вперед и впредь. Действительно, в 2011 году доля КНР возросла до 14,3%, Индии – до 5,7%. США упали до 19,1%, а доля ЕС сократилась до 14,3%. При этом Россия продемонстрировала рост своей роли в мировой экономике, увеличившись до 3% от мирового ВВП по ППС.
В начале нулевых на Москву можно было смотреть с брезгливым интересом, можно было игнорировать интересы нашей страны по всем фронтам. Но когда наша экономика начала упорно отвоевывать долю на мировом столе, причем на фоне потери своего влияния со стороны стран старой Европы и США, нас решили остановить. Сильная экономика России – это прямая угроза американскому господству на европейском континенте. Учитывая, что мы к тому времени уже догнали основных игроков ЕС, опередив большинство стран Евросоюза, понятно, почему ровно те же чувства, что и в Вашингтоне, к нам испытывали в Брюсселе.
И пусть наши постоянные торговые партнеры не очень-то желали разрыва давних экономических связей, им пришлось отдать честь и встроиться в антироссийскую лигу в 2014 году. Да, нашу экономику удалось уронить уже в следующем, 2015 году на 3,7%! Но тот же 2016 год стране удалось свести почти к нулям, а в 2017-м мы выбрались из омута, в котором нас рассчитывали утопить в Вашингтоне и Брюсселе. Сегодня наша экономика – шестая в мире, и наступает на пятки Германии. Перед нами Китай, который занимает 1-е место с 18,2% от мирового ВВП. На втором месте – США с 15,3%. На третьем – Индия с 7,5%. У Японии 4,3%, у Германии 3,3%, а у нас – 3,2%. Несмотря на все усилия США, остановить Россию не удалось.
Статистика 2018 года показывает, что наша страна вышла на новый этап своего развития. Росстат дает цифры, которые поражают воображение – промышленный экспорт из России вырос за год на 10,2%, что в деньгах составило 125 млрд долларов (для понимания, это -половина ВВП России в 2000 году). Некоторые отрасли, такие как железнодорожное машиностроение, и вовсе показали рост на 23%. Экспорт мяса из России, в 2007 году составлявший 4 тысячи тонн, в 2018 году увеличился до 307 тысяч тонн. Экспорт зерна, в 2000 году равнявшийся 1,4 млн тонн, к 2018 году подрос до 54,8 млн тонн. Еще раз – к 2018 году наша страна выстояла под слаженным давлением крупнейших геополитических игроков, отвоевала право на собственное будущее.
Надо понимать, что России пришлось страдать не только за себя, и совсем не за Крым. Мы отдувались за весь мир. На нашем примере западные кукловоды стремились продемонстрировать, что бывает, когда та или иная держава ведет себя слишком независимо. От нас ждали, что мы поднимем руки и сдадимся. От Путина ждали, что он сдаст нас, а если этого не сделает, ему грозили олигархическим переворотом, отлучением от власти и бойкотом на мировой арене. Не вышло ни то, ни другое, ни третье. Россия вынесла санкционную войну, позиции Путина только окрепли, а элиты были национализированы в хорошем смысле этого слова.
Не стоит думать, что, убедившись в том, что санкции не смогли сдержать наше развитие, от них откажутся. Напротив – чем серьезнее будет Россия демонстрировать свои успехи, чем значимее будет ее вклад в мировой ВВП и, соответственно, чем слабее будет вклад наших «заклятых партнеров», тем существеннее будет санкционное давление. К сожалению, пока что антироссийская политика находится на подъеме. Сломать же ее можно будет, только став настолько сильными, что все санкции и все давление против нас станут даже не бессмысленными, а вредными для тех, кто их вводит. Но для этого придется много еще поработать.