Комментируя скандал, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что в законодательстве страны нет понятия «кровной мести». От других комментариев представитель Владимира Путина отказался.
Между тем, Тумсо в любой момент могут депортировать в Россию из Польши, где он безуспешно пытался получить политическое убежище из-за конфликта с Исламом Кадыровым, троюродным племянником Рамзана Кадырова. Варшава отказала Абдурахманову, так как увидела в нем угрозу для национальной безопасности. Причем его семью согласились оставить в Польше.
По словам Тумсо, на это решение повлияло уголовное дело, возбужденное против его брата в Германии за репост статьи Deutsche Welle о запрещенном в России «Исламском государстве». К самому изданию никаких претензий не было. Кроме того, до недавнего времени чеченские власти обвиняли обидчика Ахмата Кадырова в участии в войне в Сирии на стороне террористов. Правда, по словам Даудова, уголовное дело уже закрыли.
Столкновения с Исламом Кадыровым произошло в 2015 году. Тогда Тумсо работал заместителем главы ФГУП «Электросвязь» в Чечне. Однажды он не пропустил автомобиль родственника главы республики, после чего тот отобрал у него мобильный телефон, просмотрел хранящиеся там фотографии и сообщения, и пришел к выводу о политической неблагонадежности будущего блогера. Абдурахманову дали три дня на то, чтобы покинуть Чечню.
Неизвестно, что именно троюродный племянник Кадырова увидел в телефоне своего «обидчика», но догадаться не сложно. Дело в том, что отец Тумсо Умалат Абдурахманов отсидел 18 лет в колонии строго режима и был приговорен к смертной казни за борьбу с советской властью. После развала СССР он работал в правительстве самопровозглашенной Ичкерии и был ранен в Первую Чеченскую войну.
Тумсо стал блогером уже после того, сбежал из Чечни. Судя по его роликам в YouTube, он верен заветам отца и считает правление Кадырова вредным для чеченского народа. Впрочем, по его собственным словам, находясь в Грозном, он не вел никакой активной оппозиционной деятельности, оставляя свои взгляды при себе. Фактически, чеченские власти придумали себе проблему на ровном месте, так как теперь его ролики набирают миллионы просмотров.
Например, в одном из своих последних выступлений Тумсо напомнил, что Ахмат Кадыров в годы войны с Россией объявил ей джихад, однако потом «перешел на сторону врага». Его слова так взволновали Рамзана Кадырова, что тот был вынужден дать официальное разъяснение поступку отца. В частности, глава Чечни сравнил своего папу с пророком Мухаммедом, который сначала объявил войну иудеям, а затем заключил с ними мир.
«МК» выяснил у экспертов, насколько серьезна угроза кровной мести:
Ахмет Ярлыкапов, старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО:
- Во-первых, не удивительно, что Даудов, объявляя кровную месть, оговорился, что не собирается убивать Тумсо. Это противоречит всем российским законам, он, как глава парламента, отлично об этом знает. Российской политической культуре это тоже противоречит. С другой стороны, объявление кровной мести выглядит странным, так как Даудов не родственник Ахмата Кадырова, а Тумсо не причастен к убийству главы Чечни. Родственников Даудова блогер тем более не трогал. Поэтому традициям такая кровная месть точно не соответствует.
Как бы там ни было, такие громкие заявления наверняка будут способствовать тому, чтобы Тумсо Абдурахманов все-таки получил политическое убежище за пределами России. Возможно, Даудов это понимает и специально сделал такое заявление. Тумсо и руководство Чечни давно общаются друг с другом в рамках дебатов, что не раз приводило к скандалам. Наверно, в Грозном очень хотят закрыть эту тему раз и навсегда. Если же Тумсо вернется в Чечню, то дальнейшие события нанесут огромный ущерб не только ему, но и имиджу Кадырова и его окружения. Всем было бы удобно, чтобы блогер остался в Евросоюзе.
Игорь Каляпин, председатель «Комитета против пыток»:
- Чеченские власти известны тем, что трактуют законы России и адаты так, как им выгодно. Что хотел сказать Даудов, объявляя кровную месть без угрозы убийства, сказать сложно, но ничего хорошего ждать не стоит. Очевидно, что неформальное влияние Тумсо на жителей Чечни очень большое. За его выступлениями следят сотни тысяч людей. Кроме того, к нему прислушиваются представители чеченской диаспоры в Европе. В свою очередь, для Кадырова очень важно, чтобы о нем думали хорошо.
Дадут ли Тумсо политическое убежище, неизвестно. В последнее время логику стран Евросоюза по этому вопросу проследить крайне сложно. В одном случае они могут оставить у себя человека, который точно этого не заслуживает, а в другом — выдворят из страны самого настоящего политического беженца.