Дом Скрипалей расположен на Кристи Миллер Роуд (Christie Miller Road), 47. Непосредственно на этой улице, да и в этом квартале сейчас активных предложений по аренде туристического жилья нет. Вообще сегодняшний Солсбери, судя по популярным приложениям по поиску съемного жилья для путешественников, особым гостеприимством не жалует. Большинство вариантов находятся за пределами города и манят постояльцев близостью к Стоунхенджу.
Правда, буквально в паре кварталов от дома Скрипаля (ближе к центру города, неподалеку от городского суда) одно предложение все-таки есть. Объявление частное, хозяева предлагают не дом целиком, а однокомнатные аппартаменты. Судя по фото — уютно, скромно, аскетично. Одна спальня, четыре кровати, две ванных комнаты. Бесплатная парковка — это, видимо, чтобы привлечь москвичей. Всё это туристическое раздолье предлагается за вполне вменяемые четыре с небольшим тысячи рублей в сутки. Недельное проживание приложение оценило в 30 тысяч рублей.
Однако власти Солсбери поспешили объявить, что отдавать дом Скрипалей на растерзание туристам они не намерены. Музей из него тоже не сделают. Хотя интернет-общественность моментально предложила ряд вариантов: музей русофобии, мемориальный дом кота, которого британские силовики зачем-то усыпили. Однако местные чиновники решили, что неприметное кирпичное жилище шпиона в глубине спального района не дотягивает до статуса городской достопримечательности. Всё-таки в 13 километрах стоит древняя святыня из списка всемирного наследия Юнеско. Да и по сравнению со шпилем Солсберийского собора дом тоже меркнет даже в рамках самой истории Скрипалей.
Так что здание планируется просто продать или отдать под нужды обычных нанимателей на условиях долгосрочного найма.
Будет ли продажа такой «нехорошей квартиры» непосильной задачей для агентов по недвижимости? Мнения российских риелторов разделились.
Руководитель консалтинговой и брокерской компании «ТОП Идея» Олег Ступеньков рассказал «МК», что изначально дом стоил около 400 тысяч фунтов стерлингов. Но если владелец захочет избавиться от недвижимости со «шлейфом» (и отнюдь не романтическим), ему поможет разве что чудо. Или огромный дисконт. «Думаю, что теперь просто не удастся продать эту недвижимость, на нее едва ли найдутся покупатели. Возможно, даже после сноса такого дома не найдется желающих приобрести и участок под ним», - полагает эксперт.
Однако его коллега, бизнес-тренер риелторов Александр Санкин, считает, что мировая шумиха вокруг дома Скрипалей не только позволит с легкостью продать дом, но и взвинтит его цену:
- Задача агента в такой ситуации — найти клиента, который предложит на 20 процентов больше, чем все остальные. Так с ходу сложно сказать, кем будет идеальный покупатель. Возможно, им станет некий человек или организация, которая использует дом Скрипалей для продвижения своих товаров или услуг. Например, средств химический защиты.
Как поведал эксперт, продавать или сдавать в аренду дом Скрипалей риелторам придется по принципу «туфельки для Золушки». То есть составлять портрет идеального покупателя и прицельно искать именно его. Обычный гражданин, которому захотелось обосноваться в британской глубинке, такой дом со скелетами в каждом шкафу, конечно, не купит. А если и купит, то не предложит максимально возможную цену. Тем не менее рекламная кампания для дома Скрипалей была проведена отменно, на высшем межгосударственном уровне.
- Чем больше людей знают об объекте недвижимости, тем лучше. С точки зрения маркетинга шпионский скандал — отличный инструмент продаж, - уверен Санкин. - Его можно будет продать очень дорого. Тереза Мэй сделала ему отличную рекламу.
Управляющий директор PM Becar Asset Management Денис Цытрин согласен, что необычная история - мощный маркетинговый инструмент. «Но в данном случае история связана с отравляющими веществами, присутствие которых будет долго отпугивать покупателей. Далее предсказать поведение рынка сложно. На петербургском рынке есть немало примеров, когда дом, знаменитый своими жильцами и событиями в них, которые привлекательны для заинтересованных клиентов. Но стоимость объекта может вырасти на 10%, может на 50%, а может не вырасти вовсе - это решит спрос», - комментирует эксперт.
В Москве «пикантные» дома, разумеется, тоже есть. Среди них, в частности, - знаменитый «Дом на набережной», расположенный по адресу: улица Серафимовича, 2.
- Этот дом также называют «Расстрельным домом», так как многие жильцы, получившие квартиры в этом здании, впоследствии были расстреляны. Поэтому здание обладает отрицательной исторической коннотацией, и люди зачастую отказываются от покупки жилья здесь, наслушавшись легенд о призраках умерших хозяев, - рассказал нам Сергей Шлома, директор Департамента вторичного рынка ИНКОМ-Недвижимость. - В прошлом году к продаже в доме было представлено 11 квартир (год назад их было 12). Их средняя стоимость составляла 82,6 млн рублей. По отношению к аналогичному периоду 2017 года (72,4 млн рублей) она выросла на 14%. С точки зрения развития рынка недвижимости и существенного повышения его качественных характеристик эти квартиры перестали считаться элитным жильем (как это было в советское время). Однако по своему статусу и с точки зрения местоположения они по-прежнему близки к данной категории.
По наблюдениям риелторов, даже несмотря на уникальное местоположение «Дома на набережной», сроки экспозиции продаваемых здесь квартир весьма велики: продать жилье меньше, чем за пару лет, удается нечасто. Исключения бывают в тех случаях, когда выставленная на продажу квартира представляет особый интерес для покупателей, которые специально ищут жилье в этом месте с уникальной, хоть и трагической историей. Тогда сделка проходит быстрее.
Есть, впрочем, и более прозаические причины низкого спроса — например, неудобные планировки, не самые удачные видовые характеристики. Другой минус проживания здесь - отсутствие парковки. Да и развитость инфраструктуры в районе оставляет желать лучшего. Поэтому потенциальные покупатели, рассматривающие квартиры в этом доме, зачастую делают выбор в пользу объектов той же стоимости, но в новых, более качественных домах. Сравнить «Дом на набережной» можно с известной высоткой на Котельнической набережной, в историческом плане они весьма похожи. В последнем здании срок экспозиции квартир тоже весьма высок, а продажа жилья - весьма долгоиграющее дело.
Бывает и наоборот - когда фанаты стремятся стать соседями звезд, которые давно уже покинули этот мир. Но это, конечно, исключения, которые лишь подтверждают правило. Примером может служить история, связанная с домом №15 на Миллионной улице, в котором знаменитый футбольный вратарь Лев Иванович Яшин провел первые 13 лет своей жизни (и, можно сказать, начинал свой профессиональный путь - играл в футбол в соседних дворах). В одной из квартир этого дома проживал заядлый футбольный фанат, почитавший Льва Яшина и специально переехавший в дом, где когда-то жил его кумир. Он отказался покинуть эту жилплощадь даже тогда, когда, по слухам, дом собирались снести (разговоры о сносе прекратились после установки в 1999 году, в день 70-летия вратаря, мемориальной доски).
Читайте также: "Стали известны детали жизни Скрипаля после отравления"
- С одной стороны, власти графства Уилтшир уверяют, что 13 тысяч человеко-часов, затраченных на очистку дома и иных мест, где успели побывать Скрипали, привели к тому, что все указанные объекты полностью обеззаражены. Но страх британцев перед «Новичком» таков, что вряд ли найдутся желающие платить хорошую цену за место, где жили бывший российский разведчик и его дочь, даже с учетом любви британцев к домам «с историей» и домам «с привидениями», - говорит аналитик ГК "ФИНАМ" Алексей Коренев. - Этот не тот случай, когда привидение покажется рядовому обывателю безопасным. Слишком много вокруг всей это истории «тумана» и неопределенности, даже с точки зрения самих британцев. А раз есть неопределенность, то будет и страх, что очистка была проведена не до конца тщательно, либо какие-то иные мистические страхи. Именно отсутствие полной информации и пугает потенциальных покупателей. Так что вряд ли стоит ожидать ажиотажа при реализации дома. Безусловно, нельзя отвергать вариант, когда найдётся какой-то любитель экзотики, который отвалит за дом приличную сумму, но мы не можем предсказывать поведение «оригиналов». Для обычного же обывателя подобная недвижимость явно не выглядит чрезмерно привлекательной. Со всеми вытекающими последствиями в виде возможного дисконта к цене аналогичной недвижимость в данном районе.