По большому счету, мало кто всерьез верил, что ханойская встреча поставит точку в проблемах Корейского полуострова, но зато большинство наблюдателей считали, что хотя бы полагающиеся формальности будут соблюдены. Больше других, пожалуй, излучал оптимизм Трамп, обещая северокорейцам в случае достижения договоренностей золотые горы и счастливое экономическое будущее КНДР. И кто знает, может, он чуть-чуть мечтал о лаврах лауреата Нобелевской премии мира? Но Трамп предполагает, а Ким располагает.
Еще в среду после встречи с северокорейским лидером Дональд Трамп демонстрировал прямо-таки симпатию к своему визави и ожидание основных переговоров, намеченных на четверг. «Великая встреча и ужин с Ким Чен Ыном в Ханое, Вьетнам. Жду продолжения наших дискуссий завтра», – рапортовал он в Твиттере. Хотя сам же американский президент и оговаривался насчет того, что скорость достижения соглашения с Пхеньяном по ядерному разоружению для него не важна.
Ким Чен Ын тоже давал понять, что нацелен на конструктивный диалог. Редкий случай: он ответил на вопрос иностранного журналиста, спросившего, хочет ли северокорейский лидер денуклеаризации: «Если бы я не был готов сделать это, меня бы сейчас здесь не было». Присутствовавший при этом американский президент одобрил замечание Кима: «Это должно быть лучший ответ, который вы когда-либо слышали».
Но в четверг, начавшийся было с обмена комплимента между участниками саммита, стало очевидно, что подходы переговаривающихся сторон к решению ядерной проблемы на Корейском полуострове решительно не желают совпадать. Если американцы требуют от КНДР денкулеаризации как условия для снятия санкций, то Северная Корея желает прежде всего ослабления санкций – а уж потом говорить об отказе от ядерного вооружения. Тут напрашивается аналогия с торгом между Остапом Бендером и монтером Мечниковым: «Утром деньги – днем стулья, днем деньги – вечером стулья». И получается, что американской дипломатии не удалось нахрапом убедить Пхеньян уступить. Все остаются пока при своем: при ядерном оружии и санкциях.
Переговоры скомкали, завершив их на два часа раньше запланированного времени. А от совместного обеда двух лидеров и вообще отказались – что уже само по себе скандал. Не стали Трамп и Ким делать и совместного заявления по результатам встречи, что тоже выглядит разочаровающим.
Читайте материал: "Обед Трампа и Ким Чен Ына сорвался в последний момент"
На итоговой пресс-конференции Трамп явно не светился от счастья, выглядел едва ли не раздавленным. Конечно, ему пришлось делать хорошую мину, рассуждая в том духе, что лдучше синица в руке, чем журавль в небе. Вот не проводит же Северная Корея ядерных и ракетных испытаний, да и Ким пообещал ему (на словах), что будет воздерживаться от новых пусков. А значит, повод для оптимизма есть. И вообще саммит завершился в дружественной атмосфере. Но пока, судя по словам американского президента, речь о новых саммитах не идет. И вероятно, таких встреч не будет еще достаточно долгое время.
Затронул на пресс-конференции в Ханое Трамп и другие международные проблемы, что выглядело, конечно, выбивающимся из основной темы. «Когда начинаешь свою пресс-конференцию о своем северокорейском саммите, обсуждая Пакистан-Индию и Венесуэлу, ты знаешь, что дело не заладилось», – написал в своем Твиттере бывший посол США Майкл Макфол, не скрывающий своего критического отношения к Трампу. Он же напомнил: «Я организовывал президентские саммиты между Обамой и российскими лидерами. Отменить значащуюся в расписании церемонию подписания из ряда вон выходящее дело».
Трамп заявлял, что Ким Чен Ын готов был закрыть почти все – но не все – ядерные объекты КНДР в обмен на снятие международных санкций. Вообще, по словам американского президента, сам он не хочет усиления санкций против Пхеньяна – и даже, наоборот, хочет снятия существующих санкций. Но тем не менее, они останутся в силе.