Один из этих законопроектов позволяет во внесудебном порядке блокировать «недостоверную общественно значимую информацию, распространяемую под видом достоверной» — если она может создать угрозу жизни, здоровью граждан, привести к массовым беспорядкам или повлечь «иные тяжкие последствия».
А другой - блокировать информацию, которая выражает «явное неуважение в неприличной форме» к президенту, правительству, парламенту, судам, госсимволам, а также обществу и государству в целом. Второе чтение может состояться уже на следующей неделе.
Напомним: инициативы сенаторов Андрея Клишаса и Людмилы Боковой, а также депутата Дмитрия Вяткина («ЕР») и группой их коллег из обеих палат парламента позволяют Роскомнадзору по решению Генпрокурора или его замов блокировать в Интернете признанную опасной информацию.
Сигнал в Генпрокуратуру могут послать органы власти разного уровня, ведомства (правоохранительные и спецслужбы в том числе), и даже отдельные озабоченные граждане. Проверять, насколько оскорбительна информация или насколько она недостоверна, будут потом - в процессе рассмотрения административного дела.
Поправки г-на Левина к законопроекту о неуважении предлагают дать владельцу ресурса, разместившего недопустимую, с точки зрения властей, информацию, «время, а именно сутки, чтобы удалить её и не быть заблокированным», пояснил депутат.
Если контент будет удален оперативно, владельца ресурса не будут считать мелким хулиганом и не привлекут к административной ответственности. Но не привлекут только «на первый раз»! Эти формулировки «позволят вывести из зоны действия закона пользователей, которые опубликовали такую информацию случайно, или неверно оценив ее характер»,- полагает г-н Левин.
Что касается т.н. закона о фейк-ньюс» - профильный думский комитет делает попытку вывести из-под его действия так называемые «традиционные СМИ», которые с точки зрения борьбы с недостоверной информацией и сейчас «достаточно эффективно» регулируются действующим законлм «О СМИ».
Из краткого изложения сути поправок (их тексты ещё дорабатываются юристами) можно сделать вывод, что после вступления «закона о фейках» в силу все информационные ресурсы с лицензией будут разделены на две части: «традиционные медиа», то есть печатные газеты и журналы, телевидение, радио - и зарегистрированные «сетевые медиа», то есть сайты тех же газет, журналов, телеканалов и радиостанций, и интернет-СМИ.
Первые будут регулироваться только законом «О СМИ». А вторые попадут под действие «закона о фейк-ньюс», но с оговоркой: их не сразу будут блокировать за размещение недостоверной, по мнению властей, и общественно опасной информации, а предварительно уведомлять - чтобы дать право самим исправить ошибку и избежать мер со стороны Роскомнадзора.
Сетевые СМИ, в отличие от традиционных, не избавляются от административной ответственности (штрафов) за размещение общественно опасной недостоверной информации.
Нелицензированное интернет-пространство вроде страниц в соцсетях, блогов и незарегистрированных информационных ресурсов будет подпадать под действие нового закона в полной мере, следует из информации о содержании поправок, известной на данный момент.
Кроме того, по сведениям «МК», в законопроекте о «неуважении к власти и обществу» будет уточнено само определение - что именно следует считать «выраженным в неприличной форме явным неуважением». А из законопроекта о «фейк-ньюс» может исчезнуть упоминание об «иных тяжких последствиях», которое превращало перечень информации, опасной для общества, практически открытым.
Дискуссия о размерах штрафов за вышеназванные нарушения ещё идет, говорят в Госдуме.