Гагаузия – это регион на юге Молдавии, населенный преимущественно гагаузами, тюркоязычным народом, имеющим тесные связи с Турцией. «Гагаузский вопрос» - тема очень деликатная. В начале 90-х регион был охвачен «сепаратистскими» настроениями и в тесной координации с Приднестровьем добивался обособления от Молдовы. Но в отличие от Приднестровья до войны там не дошло. Сегодня Гагаузия имеет статус автономии. Президент Молдовы Игорь Додон в недавнем интервью «МК» отрицал наличие «сепаратистских» тенденций в Гагаузии. Однако игнорировать мнение этого непростого региона, думаю, Кишиневу все же не стоит.
Президент Молдовы публично поддержал посла, к слову, своего выдвиженца: кандидатура Негуцы на пост посла Молдовы в РФ была предложена им весной 2017 года. Додон выложил на своей странице в фейсбуке фотографии со своей встречи с послом и сообщил, что не подпишет указ о его отзыве. «Я… полностью доверяю послу Негуце и считаю, что он выполняет возложенные на него обязанности в национальных интересах РМ». – заявил президент.
Напомним, что сегодня Молдова фактически живет в условиях двоевластия: президенту, полномочия которого сильно ограничены и который пытается выстроить прагматичные отношения с Россией, противостоит правительство и парламентское большинство, которые контролируются молдавским олигархом Владом Плахотнюком и проводят прозападный русофобский курс. Естественно, Негуца, как «человек президента», их не устраивает. Но почему они ополчились против посла именно теперь, за 10 дней до выборов?
Не исключено, что причиной для недовольства послом со стороны «шестерок» Плахотнюка стало то, что он не захотел подыграть им в истории с освобожденными из плена молдавскими летчиками. Напомним, что в ноябре 2015 года в Афганистане боевики запрещенного в РФ движения «Талибан» подбили молдавский вертолет Ми-8, который работал по контракту с правительством США, и взяли в плен 15 пассажиров и двоих пилотов - Лионела Буруянэ и Михая Крихана. Еще один пилот и трое пассажиров погибли.
11 февраля Игорь Додон сообщил, что российские власти по его просьбе провели спецоперацию по освобождению пилотов. Бывшие пленники уже находятся в Москве, в одной из больниц. Правительство Молдовы тут же пожелало немедленно доставить пилотов на родину. С этой целью в тот же день вечером в Москву была направлена делегация в составе главы МИДЕИ Михая Кэпэцинэ и главного врача госканцелярии при правительстве страны Евгения Васильева. Однако летчиков им не отдали и даже не сказали, в какой больнице они находятся. МИДЕИ обиделось и вручило ноту протеста послу РФ в Молдове Олегу Васнецову. Премьер Павел Филип раскритиковал Додона, который выразил благодарность РФ за помощь в освобождении заложников. Молдавское правительство подозревает президента в том, что он хочет использовать эту историю в избирательной кампании своей партии. А спикер молдавского парламента Андриан Канду даже угрожает Додону уголовным делом за то, что он якобы удерживает пилотов в заложниках.
Да, конечно, освобождение пилотов за две недели до выборов дает хороший козырь Додону, его партии социалистов и всем сторонникам нормализации отношений с РФ в Молдове. Но, с другой стороны, кто же мешал молдавскому правительству и спецслужбам самим провести операцию по освобождению пилотов? Кто мешал сделать это их американским партнерам? Кто мешал самому богатому человеку Молдовы Плахотнюку выкупить их из плена? Может быть, все дело в том, что судьба этих людей просто никого особо не волновала, а теперь остается только кусать локти и неуклюже пытаться перехватить инициативу. Сам Додон так ответил критикам: «А что делали вы целых три года для спасения заложников, чтобы сейчас критиковать за то, что они не были освобождены на несколько месяцев, недель или дней раньше?» - написал он в фейсбук.