Авторы законопроекта – старая компания, включающая нескольких сенаторов-демократов (Боб Менендес, Бен Кардин, Джанн Шахин) и сенаторов-республиканцев (Линдси Грэм и Кори Гарднер). Они требуют дать «всеобъемлющий политический ответ» для усиления позиции правительства США в борьбе с «агрессией Кремля» путем создания новых политических отделов по координации киберзащиты и санкций. Законопроект также предполагает запрет президенту вывести США из НАТО без голосования в Сенате.
«Преднамеренный паралич президента Трампа перед лицом агрессии Кремля достиг точки кипения в Конгрессе, – утверждает сенатор Менендес. – Одно становится все более очевидным: Москва будет продолжать давить, пока не встретит подлинного сопротивления. Вот почему мы вносим предложение о том, чтобы на самом деле всесторонне рассмотреть реалии угрозы Кремля, направляя совершенно ясный сигнал нашим противникам, что Конгресс США будет защищать наши институты, союзников и ценности, даже если президент не решит сделать это».
Сенатор Линдси Грэм вторит коллеге: «Наша цель - изменить статус-кво и ввести значимые санкции и меры против России Путина. Он должен прекратить и отказаться от вмешательства в избирательный процесс в США, остановить кибератаки на американскую инфраструктуру, вывести Россию из Украины и прекратить усилия по созданию хаоса в Сирии».
Итак, что конкретно включает дополненная версия санкционного законопроекта?
В качестве ответа на «вмешательство Кремля в демократические институты за рубежом» предполагается ввести (цитируем) «санкции против российских банков, которые поддерживают усилия России по подрыву демократических институтов в других странах», санкции на инвестиции в российские проекты СПГ за пределами России, санкции в российском кибер-секторе, санкции в отношении суверенного долга России, а также санкции в отношении политических деятелей, олигархов, членов их семей и других лиц.
На украинском направлении авторы законопроекта требуют санкций в отношении 24 сотрудников ФСБ, имеющих отношение к событиям в Керченском проливе, санкции в отношении российского судостроительного сектора в случае нарушения Россией свободы судоходства в Керченском проливе или где-либо еще в мире, санкции в отношении поддержки развития запасов сырой нефти в России, санкции против заявленных российских энергетических проектов за пределами России.
Также сенаторы требуют принять резкое заявление о поддержке Североатлантического альянса и условие, чтобы для выхода США из НАТО требовалось согласие 2/3 Сената. Ну и еще создание различных структур, которые по разным фронтам должны противостоять России. Вдобавок требование к Госсекретарю США представить определение того, соответствует ли Россия критериям назначения в качестве государственного спонсора терроризма. И т.д, и т. п.
Выглядит все это внушительно, но насколько велики шансы принятия этого законопроекта?
– Оцениваю эти шансы как 50 на 50, – комментирует главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир ВАСИЛЬЕВ. – Это вторая редакция законопроекта, которая была обнародована в начале августа прошлого года и поступила в профильный комитет. Но законопроект так там и почил в бозе, никуда из этого комитета не двинулся, несмотря на всю поднятую шумиху. Обещали же, что через три месяца санкции будут приняты, но Америке было не до этого. Сегодня мы видим обновленную версию старого законопроекта в сторону ужесточения санкций. Дело упирается в два момента. Усилены энергетические санкции, которые, вроде бы, должны, в частности, связанные с СПГ, помочь этому законопроекту пройти. Но с другой стороны, в республиканской партии растет понимание, что в этом нем больше всего сейчас заинтересованы прежде всего демократы, которые развернуть санкционную тему в предвыборной кампании 2020 года и показать избирателям, что они очень жестко относятся к Москве. И растет понимание, что санкции еще более сближают Россию и Китай – и в этом плане Америка мало что выигрывает. В любом случае, надо иметь в виду, что этот законопроект носит рамочный характер, а какими конкретными могут быть санкции, это дано на усмотрение администрации США. Санкции могут быть более жесткими, менее жесткими. Еще очень важный момент: учитывая «шатдауны» и прочее, может получиться так, что Конгрессу просто не хватит времени. Это не тот приоритет, который сегодня определяет деятельность Конгресса, есть много других сфер деятельности. А принятие антироссийских санкций – это отход от американских дел. Получается, что американскими делами конгрессмены не занимаются, а вот Россией занимаются. Посмотрим, как законопроект начнет движение по сенатским коридорам.
Читайте материал по теме: "Новые санкции США: россиян предупредили о блокировке банковских карт"