Владимир Путин ждал Александра Лукашенко в Сочи еще в новогодние праздники. После нескольких раундов непростых переговоров он был не прочь уже тогда покататься с коллегой на лыжах и сыграть в хоккей.
Однако президенту Белоруссии потребовалось больше месяца, чтобы, наконец, собраться в дорогу. За это время, как говорится, утекло много воды: пытаясь добиться от Москвы компенсации за налоговый маневр (напомним, что батька хочет получить около 300 млн долларов в 2019 году), Минск объявил о расширении сотрудничества с США и ЕС, пообещал усилить взаимодействие с "братской Украиной", а также заняться дерусификацией делового оборота и СМИ.
Кроме того, белорусская делегация фактически "заморозила" повестку состоявшегося в Алма-Ате межправительственного совета Евразийского экономического союза (ЕАЭС), на что журналистам не преминул пожаловаться глава Минэкономразвития Максим Орешкин.
До недавнего времени казалось, что эти усилия не достигают цели: российские чиновники продолжали занимать жесткую позицию. Однако накануне переговоров в Сочи посол РФ в Минске Михаил Бабич неожиданно дал очень позитивное для батьки интервью, в котором заявил, что никогда не слышал от Александра Григорьевича никаких угроз "потерять союзника". А то, что слышали другие, очевидно, было вырвано из контекста.
Кроме того, Бабич, пожалуй, впервые разъяснил, какой именно интеграции на данном этапе хочет от Минска Москва. Сначала, сказал он, должен быть выстроен прочный экономический фундамент, а также расширено и углублено гуманитарное сотрудничество.
Впрочем, о компенсации за налоговый маневр посол высказался по-прежнему двусмысленно. С одной стороны, наши страны всегда находили решение самых сложных вопросов, напомнил он. С другой - для предоставления Белоруссии преференций в сфере энергетики нужны какие-нибудь веские причины - например, наличие единой налоговой и бюджетной политики, которых сейчас нет. "В такой ситуации это было бы нечестно по отношению к другим странам ЕАЭС", - считает Бабич.
В свою очередь представитель Белоруссии в Москве г-н Семашко заявил, что, все-таки рассчитывает на позитивное решение по налоговому маневру. "Я почти на 100% уверен, что оно состоится", - сказал журналистам белорусский посол.
Конструктивный настрой дипломатов отчасти подтверждает программа визита Александра Лукашенко, который на этот раз задержится в Сочи по меньшей мере до выходных. Как сообщил пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков, общению двух лидеров будет посвящен не только "фактически весь день" 13 февраля, но также четверг и даже пятница, когда они займутся анонсированной Бабичем интеграцией в гуманитарной сфере.
Сам Владимир Путин, приветствуя батьку, пообещал, что его визит пройдет в неофициальной обстановке, и будет не только полезным, но и приятным во всех отношениях. И действительно: гостя принимали не в скучных кабинетах сочинской резиденции, а в одном из отелей Красной поляны с видом на заснеженные склоны. "Знаю, что у нас бывают шероховатости и проблемы, как это положено между друзьями. Надеюсь, что эти проблемы будут решаться так, как они решались и раньше", - обнадежил президент.
И, хотя аналогичные авансы Лукашенко получал также 25 и 29 декабря, на сей раз он явно пребывал в более оптимистичном настроении.
Сначала батька самозабвенно расхваливал обновленный сочинский курорт, вспоминая, какой ужас творился на горной дороге в советские времена. Потом благодарил за поддержку белорусской экономики, потому что "это наша общая экономика".
И, наконец пообещал, что Белоруссия всегда будет завозить в Россию только качественные продукты питания, причем собственного производства, а не какую-то санкционку. "Вы должны четко понимать: какие бы ни были конфликты и скандалы, мы никогда не будем поставлять россиянам ни плохую водку, ни плохую закуску!" - явно апеллируя к обвинениям российского кабмина (в частности, первого вице-премьера Антона Силуанова) распалился батька. "Да-да, уверен, что так и будет", - заверил Путин, поспешив на этой радужной ноте перевести беседу в закрытый для прессы формат.
Однако первый раунд переговоров был непродолжительным: спустя чуть больше часа Путин и Лукашенко уже вышли на горнолыжный склон, попытавшись затеряться в толпе. (Что естественно не удалось: покидав палки и шлемы, люди потащили детей обниматься и фотографироваться с ВВП)
Батька также улыбался отдыхающим во все 32 зуба, но особого рвения продемонстрировать спортивную форму гражданам союзного государства не проявил, скатившись с горы всего пару раз. Причем по несложной синей трассе. Тогда как Владимир Путин опробовал как минимум два горнолыжных склона и соответственно несколько маршрутов.
"Когда вы уже договоритесь с Лукашенко?" - подловили его на одном из поворотов журналисты. "Серьезные решения не терпят суеты", - решил сохранить интригу президент и поскользил вниз подальше от того, что этой суетой является.