«Процесс ратификации пройдет быстро», — уверен Столтенберг. Пока же Северная Македония будет присутствовать на заседаниях в качестве приглашенной стороны.
Вступить в Североатлантический альянс Скопье позволило изменение названия страны, на котором настаивала Греция, активно блокировавшая ранее принятие Македонии в Евросоюз и НАТО. В состав Эллады входит область под названием Западная Македония, и Афины считали, что независимая бывшая югославская республика Македония одним своим наименованием заявляет о претензиях на этот регион. В прошлом году спор удалось урегулировать: страны подписали соглашение о том, что Македония изменит свое название. Так что теперь для Скопье, теоретически, открыт путь не только в НАТО, но и в Евросоюз.
Кроме того, генсек Столтенберг намекнул, что альянс планирует расширяться и дальше. Принятие Северной Македонии, по его мнению, это сигнал для Грузии о том, что «двери НАТО остаются открытыми». О своем желании стать частью организации заявляла и Украина. По мнению заведующего отделом европейской безопасности Института Европы РАН Дмитрия Данилова, это свидетельство того, что НАТО сжимает кольцо вокруг России.
«Вступление Македонии в НАТО было предрешено, — отметил эксперт в разговоре с «МК». — Мешала только проблема с названием страны. Поэтому ничего неожиданного в произошедшем нет. Но на мой взгляд, это очень значимый факт для российской внешней политики. Важны не размеры и военные возможности Македонии, а то, что идет формирование европейской системы безопасности на основе той модели, которая была неприемлема для России изначально. Даже если перспектива вступления Грузии и Украины пока не столь очевидна, присоединение к НАТО Македонии после Черногории уже усиливает неблагоприятные для Москвы тенденции. Ясно, что альянс настроен включать в себя все новых и новых членов.
Тут же встает вопрос: кто следующий? Это, конечно, Балканы. Часть балканских государств сегодня оказываются внутри НАТО, а другие нет. Это создает дополнительную линию напряженности. Речь идет, в частности, о Сербии. Для нее крайне сложно решить дилемму евроатлантической интеграции. С одной стороны существует проблема Косово, с другой — Сербия имеет ключевое стратегическое значение на Балканах. Иными словами, балканская напряженность не снижается, а увеличивается. Факт расширения НАТО становится новым вызовом региональной стабильности.
Продолжается формирование военно-оперативного пояса НАТО в Европе. После инцидента в Азовском море ясно, что надо будет предпринимать дополнительные шаги, парировать риски, возникающие в связи с усилением военной активности в регионе. Не говоря уже о том, что все это вместе взятое накладывает серьезные ограничения на двусторонние отношения и сотрудничество России с балканскими странами. Наших западных «партнеров» это не может не радовать».