Сразу после провозглашения Хуана Гуаидо и. о. президента Пекин призвал всех к диалогу. «Надеемся, что все стороны будут действовать рационально и сохранять спокойствие», — заявил официальный представитель МИД Китая Гэн Шуан. 28 января китайская дипломатия добавила: «Китай выступает за снижение насилия в Венесуэле. Мы также поддерживаем усилия правительства Венесуэлы по защите национального суверенитета, стабильности и независимости страны». Кроме того, представители Поднебесной на протяжении венесуэльского кризиса высказывались против любого иностранного вмешательства во внутренние дела страны. В частности, представительница китайского внешнеполитического ведомства Хуа Чуньин призвала все стороны конфликта к спокойному и ответственному поиску мирного решения: «Китай поддерживает усилия венесуэльского правительства по защите суверенитета страны, независимости и стабильности... Я хочу подчеркнуть, что внешние санкции и или вмешательство обычно делают ситуацию более сложной и не помогают разрешить насущные проблемы».
На основе подобных заявлений Пекин наряду с Россией и Турцией причислили к сторонникам Мадуро. Китай действительно много вложил в Венесуэлу за годы правления там социалистов и считается самым крупным зарубежным инвестором в местную экономику: по данным Reuters, только нефтяных кредитов Каракасу было выдано на сумму $50 млрд. На пике экономического роста в Венесуэлу за легкими деньгами ринулись китайские мигранты. В 2013 году их насчитывалось около 400 тысяч, правда, с приходом кризиса многие из них, даже те, кто успел получить гражданство, вернулись домой.
Но несмотря на наличие довольно тесных экономических связей с режимом Мадуро, Пекин прекрасно понимает, как слабы позиции венесуэльского президента на данный момент. Отсюда и сдержанно-осторожные высказывания. Ведь если к власти в Каракасе в конечном счете придет оппозиционер Хуан Гуаидо, кто осудит китайцев за осуждение иностранной интервенции и призывы к мирному диалогу? А если Мадуро выстоит, то наверняка припомнит сдержанную поддержку китайских партнеров. Судя по всему, Китай намерен и дальше работать с Каракасом, кто бы ни оказался в президентском кресле.